236 подписчиков
Поль Сезанн. Пистолетная живопись.
Диплом бакалавра в одном из самых уважаемых учебных заведений в Эксе и вторую премию за рисунок в художественной школе при Эксском музее Поль поучил почти одновременно, после чего заявил родителям, что желает стать художником и изучать это ремесло будет не где-нибудь, а в Париже.
Отец кричал не от злости, а от страха. Страха за то, что его банк «Сезанн и Кабассоль» некому будет оставить, что богатство, нажитое ценой упрямства и труда, пойдет прахом, а его единственный наследник, связавшись с какими-нибудь парижскими гуляками, умрет в придорожной канаве.
— Это он его сманивает! Этот бездельник, эта рвань без гроша в кармане. Он думает, что, когда Поль окажется в Париже, я буду кормить заодно с сыном и всех его дружков?
«Парижским бездельником» и «рванью без гроша в кармане» мсье Сезанн называл Эмиля Золя: худенького восторженного паренька, с которым Поль подружился еще в начальных классах коллежа. Однажды Сезанн вступился за Золя, которого одноклассники третировали за бедность и мечтательность. На следующий день Эмиль принес своему защитнику корзинку яблок.
Отец Золя, инженер, руководивший когда-то постройкой плотины и канала для орошения прованских полей, умер рано, оставив семью в нужде. Помыкавшись несколько лет в Эксе, куда забросила их отцовская служба, Эмиль с матерью и бабушкой вернулись в Париж. Уезжая, Золя взял с Поля слово, что он обязательно приедет в столицу. Вдвоем-то они уж непременно покорят Париж своими талантами: Эмиль — литературным, а Поль — художественным. Чудесная книга, которую напишет Эмиль, а Поль украсит прекрасными иллюстрациями, уже рисовалась им в юношеских мечтах.
Разве мог подумать мсье Сезанн, что настанет день, когда тот, кого он считал «бездельником» и «рванью», станет известнейшим писателем, богачом, владельцем роскошного поместья Медан, в котором собирается цвет французской литературы?
Луи-Огюст Сезанн пытался направить бурный поток, уносивший сына в неизвестность, в верное русло с надежным куском хлеба. Не согласившись отпустить Поля в Париж, он все же позволил ему устроить в доме мастерскую и даже разрешил прорубить в ее стене дополнительное окно, неисправимо изуродовавшее внешний вид старого дома. Даже предложил ему расписать панели в столовой — «если парню так нравится, он может разрисовать хоть весь дом» — и часами безропотно позировал сыну, когда тому пришла фантазия написать портрет родителя.
Но все было напрасно. Возвращаясь вечерами с лекций в Эксском университете, Поль часами перечитывал письма Эмиля или строчил ему ответные послания. Юриспруденция, которую он должен был изучать на студенческой скамье, не шла ему на ум.
В итоге весной 1861 года билеты в Париж все-таки были куплены — для самого Поля и для его отца: он решил самолично выяснить, сколько денег нужно парню, чтобы не голодать, а заодно разведать, почем нынче в столице картины. Полученные сведения немного успокоили его: ста пятидесяти франков на жизнь студенту должно было хватить с лихвой, а любой из художников, получивший диплом парижской Школы изящных искусств, мог рассчитывать на приличный гонорар за свои полотна. С этими мыслями мсье Сезанн и отбыл восвояси.
Спустя 10 лет намерения стать дипломированным художником давно забылись: провалившись на экзаменах в Школу изящных искусств, Поль заявил, что сам освоит все секреты мастерства, и с головой ушел в работу, утверждая, что очень скоро создаст новые, невиданные полотна, которые потрясут Париж. Несколько лет он регулярно посылал свои картины в Салон, жюри которого столь же регулярно их отвергало. Сезанн водил знакомство с такими же, как и он, отщепенцами от живописи: Базилем, Моне, Ренуаром, Сислеем, Дега. Но и с ними он держался отчужденно, утверждая, что их методы "воздушного письма" устареют со дня на день и что он собирается привнести в живопись нечто большее.
Ранние картины Поля Сезанна, большей частью выполненные в темной мрачной палитре черно-коричневых тонов, за что критики называли их пистолетной живописью. В галерее несколько относительно оптимистичных, на мой взгляд, работ того периода.
Продолжение следует.
3 минуты
9 апреля 2024