2,3K подписчиков

Билетные кассы и (бес)платный проезд в СССР.

В начале 60-х частично упразднили кондукторов, установив кассы, для билетов в автобусах, троллейбусах, трамваях - устройства для оплаты проезда. Бросаешь в нее 5 коп-в автобусе, трамвае - 3 коп., в троллейбусе - 4 коп., а потом крутишь рукоятку (монетка на твоих глазах там, за прозрачным пластиком, перемещается и падает внутрь), отматываешь себе билетик. Отрываешь. Готово. Никакого защитного механизма там не было. Билет можно было отрывать и не бросая 5 коп. Но это было стыдно, и никто так не делал. Если автобус ходил в пригород - то надо было покупать уже 2 или даже 3 билета по 5 коп. И народ бросал 15 копеек и отрывал три билета. По воспоминаниям некоторых жителей СССР были билетные автоматы-кассы — бросаешь монету, автоматически получаешь билет (по типу как в метро для размена). В государстве старались всячески… автоматы ставили так, чтобы их было видно со всех сторон, а верх у них делали из прозрачного материала, чтобы всем было видно: в автомат упала монетка правильного номинала.

Деньги ссыпались в специальный мешок, откуда доставались в парке, на кольце. А самые ловкие и изобретательные пассажиры до сих пор убеждают знакомых, что привязывали к монете нитку и после выдачи билета вытягивали её обратно. Кроме того, после оплаты можно было открутить от мотка сколько угодно билетов. Правда, была вероятность после этого попасться на глаза какой-нибудь сознательной гражданке и быть пойманным с поличным.

На линии работали контролеры. При неоплаченном проезде прямо на месте взымали штраф. Если же на пути контроля попадался упрямый гражданин, отказывающийся оплатить положенное, его отводили в отделение милиции. К сожалению, контролеры с каждым годом появлялись в салонах транспорта все реже и реже, так что «зайцев» на маршрутах каталось немало.
Билетные кассы и (бес)платный проезд в СССР. В начале 60-х частично упразднили кондукторов, установив кассы, для билетов в автобусах, троллейбусах, трамваях - устройства для оплаты проезда.