229 подписчиков
Первые воздушные шары, «монгольфьеры», изобретенные в 1783 г. во Франции братьями Монгольфье, наполнялись горячим воздухом. Газы расширяются при нагревании; поэтому вес нагретого воздуха в шаре меньше веса вытесненного холодного воздуха. Но уменьшение удельного веса невелико: при нагревании от 0 до 100 градусов - всего на 27%. Поэтому даже очень большие шары-монгольфьеры имели малую поддерживающую силу.
Вскоре после изобретения монгольфьеров французский физик Жак Шарль (1746-1823) предложил наполнять воздушные шары водородом, удельный вес которого в 14 раз меньше удельного веса воздуха. Водородный воздушный шар имеет гораздо большую поддерживающую силу чем монгольфьер такого же размера. Важный недостаток водородных аэростатов - горючесть водорода, образующего с воздухом взрывчатую смесь.
В начале XX в. были произведены первые практические опыты с управляемыми воздушными шарами - дирижаблями, снабженными двигателями и воздушными винтами. Во время мировой войны 1914-1918 гг. дирижабли играли уже значительную роль. Однако дирижабли не могут конкурировать по надёжности, простоте управления и скорости с самолётами.
Дирижаблю придается удлиненная «обтекаемая» форма, чтобы сопротивление воздуха при поступательном движении было возможно меньшим. Некоторые типы дирижаблей имеют металлический каркас («цеппелины»). Другие типы дирижаблей сохраняют свою форму благодаря тому, что давление газа внутри оболочки поддерживается все время несколько большим, чем наружное атмосферное давление. Главное преимущество дирижаблей по сравнению с самолётами - способность неподвижно висеть в воздухе и подниматься и опускаться по вертикали, не работая при этом моторами.
1 минута
5 апреля 2024