236 подписчиков
Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн. История любви.
⠀
Запечатленная в созданных художником портретах, история любви Амедео Модильяни и Жанны Эбютерн, стала одной из самых известных романтических историй в искусстве ХХ века.
⠀
Они встретились в апреле 1917 года в художественной академии Коларосси. Жанна – 19-летняя студентка, делающая свои первые наброски. Амедео, или, как называли его в богемной среде, Моди (фр. - проклятый), - 32-летний бедный художник, воспользовавшийся возможностью за 50 сантимов получить место с мольбертом и писать обнаженную натуру. Модильяни к тому времени уже десять лет как жил в Париже, и был довольно известным в узких кругах художником, у него за плечами было множество романов, в том числе и с Анной Ахматовой.
⠀
Умный, обаятельный, прекрасно образованный, он жил за гранью нищеты. За годы жизни в Париже страстный и увлеченный искусством красавец Модильяни растерял свой лоск, изящные костюмы сменил на мятый вельветовый пиджак и длинный шарф. В его маленькой мастерской неподалеку от Люксембургского сада всего-то и было вещей что мольберт, узкая кровать, пара стульев да большой чемодан, на котором частенько ночевали гости – такие же полуголодные увлеченные искусством фантазеры. Но самыми постоянными друзьями художника были алкоголь и гашиш. А еще он был болен туберкулезом.
⠀
Жанна была его полной противоположностью. «Она была похожа на птицу, которую легко спугнуть. Женственная, с застенчивой улыбкой. Говорила очень тихо. Никогда ни глотка вина. Смотрела на всех как будто удивленно». Миниатюрная, нежная, кроткая, получившая строгое католическое воспитание – неудивительно, что ее родители не желали дочери такого неприкаянного мужа-бессребреника. Однако удержать Жанну уже не могло ничего. В своего Амедео она влюбилась без памяти и с первого взгляда.
⠀
Многие удивлялись, что нашла Жанна в немолодом художнике. Он беспробудно пил, был болен, его единственная прижизненная персональная выставка закончилась скандальным провалом, он продавал наспех сделанные рисунки, а вырученные деньги тратил снова на выпивку.
⠀
О донжуанстве Модильяни говорил весь Париж. Красивый, романтичный, с ореолом трагичности, у него были романы с самыми яркими и экстравагантными дамами из парижской богемы. Нищий, гордый, потерянный и страстный – живая достопримечательность богемного Монмартра, объект желания всех мадемуазель в округе, мечтавших ему позировать. Амедео менял их с такой же скоростью, с какой писал картины.
В кафе и ресторанчиках его часто кормили бесплатно – за наброски на салфетках. Картины продавались плохо. Впрочем, гордый итальянец даже с пустым кошельком не соглашался писать портреты за деньги. Никто не может диктовать ему что и как рисовать. За мольбертом Модильяни проводил все свое время, когда не пил и не кутил с друзьями в кафе. В приступах яростной самокритики он уничтожал одну картину за другой. Он не жил – сгорал. Но появилась Жанна и вдохнула жизнь в него и в его творчество.
Он раньше видел её во сне. Довольно часто и очень ясно. Даже признался однажды другу, румынскому скульптору Константину Бранкузи, что ждёт единственную, которая станет его вечной любовью – ту самую, из сновидений. И вот она появилась и стала центром его творческой вселенной. Инденбаум, приятель Модильяни, вспоминал: «Поздней ночью его можно было увидеть на скамье перед «Ротондой». Рядом сидела Жанна Эбютерн, молчаливая, хрупкая, любящая, настоящая Мадонна рядом со своим божеством…».
Продолжение истории:
1. Портрет Жанны Эбютерн, 1918.
2. Портрет Жанны Эбютерн в красной шали, 1917.
3. Портрет Жанны Эбютерн, 1918.
4. Портрет Жанны Эбютер в синем кресле, 1918.
5. Портрет Жанны Эбютерн в шляпе.
3 минуты
23 февраля 2024