Найти в Дзене

Анри де Тулуз-Лотрек. Мастер рекламного плаката.


В октябре 1889 года аккурат к открытию Всемирной выставки и завершению строительства Эйфелевой башни, парижан пригласили на открытие нового кабаре на площади Бланш. Название ему дала деревянная мельница с крыльями красного цвета – Мулен Руж.
⠀ ⠀
Первая афиша, объявлявшая об открытии кабаре, была сделана Жюлем Шере. В то время в области рекламы процветала безвкусица, и пятидесятилетний Шере считался непревзойденным мастером афиши. Он любил изображать порхающих Пьеро и Коломбин - "этих аппетитных милашек" - в очаровательных костюмах всех цветов радуги. Его слащавые плакаты занимали первое место в коллекциях афиш, которые в то время были в большой моде. Чтобы добыть новую афишу, коллекционеры не останавливались ни перед чем: они срывали их со стен, покупали у расклейщиков.
⠀ ⠀
Спустя два года хозяева кабаре предложили подготовить афишу другому художнику, и не ошиблись. Ведь это был неподражаемый, тогда еще никому не известный, Анри де Тулуз-Лотрек. Выдающийся рисовальщик, художник, который блестяще владел линией, пряча в ее изгибах остроумие, элегантность и печаль. Мастер, сумевший поднять жанр рекламного плаката до уровня высокого искусства.

Анри де Тулуз-Лотрек поселился на Монмартре в 1885 году, тогда это район Парижа еще являл собой полудеревенский пригород с ветряными мельницами. Художник, месяцами живший и писавший обитательниц борделей Монмартра, был здесь для всех просто "мсье Анри". Им не было известно, что Лотрек происходит из древнего и знатного графского рода Тулуз-Лотреков-Монфа, чья история простиралась вглубь на долгие века. Его предки роднились с лучшими королевскими семьями Англии и Франции. Анри был единственным ребёнком в семье и должен был стать продолжателем рода. Но судьба распорядилась иначе.

Семья с ужасом восприняла решение сына поселиться и открыть свою студию в самом центре района, который тогда только начинал обретать славу пристанища богемы. Но именно Монмартр стал главным вдохновением в жизни молодого Лотрека и открыл в нём новые творческие грани, ставшие чертами его фирменного стиля.

Приняв заказ на афишу “Мулен Руж”, Лотрек вступил на путь опасного соперничества, ведь в тот период французские, да и международные выставки плакатов открывались чуть ли не на каждом шагу. Для художника это был шанс покорить публику.
Первая же его афиша произвела фурор. Так еще никто не рисовал. На заднем плане группа зрителей – сплошная черная масса, её контур четко вырисовывает цилиндры и женские шляпки с перьями. На переднем плане - Ла Гулю в розовой блузке и белой юбке. Золото ее волос выделяется на фоне темной массы зрителей. На ней сконцентрирован весь свет, она олицетворяет собой танец. В углу на переднем плане фигура в серых тонах - это Валентин. Он будто в контровом свете, гибкое тело извивается, веки прикрыты, руки в движении и большие пальцы отбивают такт. Перед ним взлетает подол желтого платья какой-то танцовщицы. Да, таких впечатляющих броских афиш зрители еще не видели!

Знаменитую пару - Луизу Вебер и её партнера Жака Ренодена, прозванных Ла Гулю и Валентином Дезоссе, Тулуз-Лотрек увековечил в многих рисунках и живописных портретах, написанных в Мулен-Руж.
⠀ ⠀
В конце сентября афиша была расклеена по Парижу и произвела неизгладимое впечатление. Она поражала своей силой, свежестью композиции, мастерством и броскостью. Рекламные экипажи, разъезжающие с ней по Парижу, осаждала толпа любопытных. Все старались расшифровать подпись художника. Лотрек уже три года назад расстался со своим псевдонимом Трекло, но подпись у него была неразборчивая. Отрек? Или Лотрек? На следующий день о нем уже знал весь город.

В считанные дни афиша стала предметом коллекционирования, объектом обзоров в прессе, затем экспонатом на художественных выставках и, наконец, всемирно признанным символом Парижа конца XIX века. Анри Тулуз-Лотрек внес колоссальный вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено уже современниками.

Для тех, кому интересно, здесь рассказ о трагической судьбе Тулуз-Лотрека
3 минуты