231 подписчик
Роберт Фальк, лирический бубновый валет.
Было бы несправедливо в рассказе о сезаннистах показать работы только одного художника (Илья Машков, предыдущий пост). Сегодня несколько слов о замечательном русском художнике, еще одном “человеке сезанновской национальности” – Роберте Фальке. Его называли “тихим бубновым валетом” в противовес Машкову, Кончаловскому и Лентулову.
Роберт Фальк родился в обеспеченной семье юриста Рафаила Александровича Фалька. Он рано полюбил рисовать и вел своеобразный дневник, в котором зарисовывал все впечатления уходящего дня.
К одиннадцати годам у Роберта появилась новая страсть — музыка. И это увлечение могло стать профессиональным: в шестнадцать лет Фальк серьезно готовился к поступлению в консерваторию. Но все изменил случай: летом молодому человеку подарили масляные краски, и снова живопись затмила все. Фальк вспоминал: «По целым дням я проводил со своим этюдником где-нибудь у пруда, на солнечной полянке леса, на огороде у плетня, с необыкновенным старанием я старался передать все подробности полюбившегося мне пейзажа. Это был, может быть, единственный счастливый период, когда я был вполне доволен своими произведениями».
Решение юного Роберта заниматься живописью очень огорчило родителей, они мечтали о более респектабельной профессии для сына. По их мнению, его ждала не карьера, а голодная жизнь без всякого успеха, порядка и без определенного заработка. Одним словом — богема, и это означало жизненный крах. Отговорить сына им все же не удалось. На последний аргумент родителей: «У тебя нет живописного таланта», - Роберт заявил: «Пусть я буду совсем плохим художником, но я хочу быть только им». На вступительных экзаменах в Московское училище живописи, ваяния и зодчества он занял одно из первых мест — и родителям пришлось сдаться.
Фальк учился живописи у знаменитых русских мастеров. Поначалу он брал частные уроки у Ильи Машкова. В московском училище живописи, ваяния и зодчества, его педагогами стали Валентин Серов и Константин Коровин. В 1910 году за бунт против авторитарного преподавания Фалька в числе других студентов исключили из училища, после чего молодой художник отправился в путешествие по Италии. Побывав в Венеции, Риме, Флоренции, где изучал работы известных мастеров, по возвращению Фальк принял участие в выставке «Бубновый валет», которая дала начало одноименному объединению авангардистов.
Максимилиан Волошин так отзывался о выставках «Бубнового валета» «... много наивных подражаний наиновейшим образцам, много неверных теорий, заводящих в живописные тупики, но вместе с тем — много действительно талантливости и «веселого ремесла», а главное — молодости».
Фальк был самым молодым «валетовцем» и резко отличался от товарищей своими «лирическими устремлениями». На первых порах основой его творчества стали «лирический кубизм» и интерес к живописному психологизму. Именно тогда у молодого художника начал проявлять дар замечательного колориста. Из всех участников группы Фальк был самым чутким к колориту, к его малейшим нюансам. Фальк писал: «...в искусстве есть другие конкретности, кроме мира вещей (предметов): конкретность света, состояния, пространства, наконец, чувства».
В определенный период творчества многие работы Фалька по манере написания очень близки к стилю Сезанна. Одна из самых знаменитых его картин - «Автопортрет на фоне окна», написанная в 1916-м году, достаточно зрелая работа периода членства в «Бубновом валете», наглядно демонстрирует поворот творчества художника в сторону художественных исканий Сезанна и постепенный отказ от декоративного кубизма.
Перерабатывая наследие Сезанна, Фальк стремился к своей особой творческой системе, которая в свою очередь в дальнейшем оказала огромное влияние на отечественное искусство второй половины ХХ века.
Читайте также:
1. Старая Руза, 1913
2. Натюрморт с фикусом, 1913
3. Пейзаж с мостиком, 1912
4. Натюрморт на белой скатерти, 1914
5. Пейзаж с собакой, 1910
6. Пирамидальный тополь, 1915
7. Натюрморт, 1910
8. Автопортрет у окна, 1916
9. Турецкие бани в Бахчисарае, 1915
10. Пейзаж с парусом, 1912
3 минуты
10 февраля 2024