Найти тему

Северная Осетия


Наверное, каждый народ принимавший христианство, надевавший его, как рубаху, на свою языческую плоть, проходил через это. Извести язычество не удавалось — и оно начинало прорастать прямо сквозь Христово учение. И чем глубже и яснее были языческие корни, тем диковинней получались под видом христианства свои локальные, порой пугающие религии — с элементами шаманизма и прочего родноверия.

Особенно интересно и забавно наблюдать за образами святых — которые принимали черты богов аборигенов, все эти Деды Морозы, под личиной Святого Николая. Или, конечно, Святой Георгий.

Знаете, одна тетенька ходила в церковь и ставила перед иконой Святого Георгия, с классическим сюжетом — поражение копьём змея, две свечки. Одну свечку Георгию, другую — змею. На всякий случай.

Вот у осетин вышло что-то подобное — в эпосе их есть основной герой, высоко чтимый покровитель мужчин, путников и воинов, Уастырджи.
Отринуть его - немыслимо. Все осетинское самосознание построено на его образе, его силе. А вот оставить его, сделав как бы тождественным Святому Георгию — выход. И остался в современной Осетии языческий бог — который как-бы Георгий, но на деле совсем не он.

Святой Георгий — реальная историческая личность. А Уастырджи — высокий, сильный старец, с седой бородой — любящий, однако, пить ранг — осетинское пиво, любящий бурные застолья, не гнушающийся военными походами. Принимающий в свою честь жертвоприношения. А еще — большой-большой любитель женщин, которым устраивал конкретный харрасмент, не гнушаясь прелюбодействовать даже на их смертном одре. Истинная осетинская душа — широкий, лихой, могучий. Если воевать — так враги трепещут, если пировать — так на весь мир, если любить — так самую красавицу.

Его имя упоминается в современном гимне что Северной, что Южной Осетии. А вдоль всех дорог Осетии, а также везде, где живут диаспоры осетин, устроены в честь Уастырджи святилища. В каждом святилище стол — памятуя страсть к пирам. Принято оставлять воду и немудреную еду.

Женщинам входить нельзя — Уастырджи это мужской бог. Более того, женщинам даже имя его произносить запрещено — можно навлечь гнев, а с этим дедом лучше не шутить. Особенно на его территории, в горах.

Да, это заразно. Точно так же, как не бывает атеистов в окопах под огнем, точно так же сложно не поддаться язычеству в горах, где не бывают надежными ни лёд, ни скала.

Уастырджи — безумно заряженная фигура. Отношение осетин, даже в современный век, к Уастырджи благоговейное — и недаром его святилища на каждой дороге — чтобы путник мог замолить его, охранить себя от камнепада, от сметающей воды, от зверя, от неверной тропы. И можно не верить в богов — это неважно, важно то, верят ли боги в тебя.

Здесь, в древних аланских горах, Уастырджи — хозяин.

(с) Александр Бутенко
 Северная Осетия  Наверное, каждый народ принимавший христианство, надевавший его, как рубаху, на свою языческую плоть, проходил через это.
2 минуты