Найти тему
749 подписчиков

Что, если ребенок не общается и не понимает обращенную речь?


Расстройство рецептивной речи подразумевает полное или частичное отсутствие слухового восприятия сказанных слов. Глухота к этому не имеет никакого отношения, главная проблема таится в мозге малыша и его психическом состоянии.

Если ваш ребенок не понимает обращенную речь в 2,5-3 года – это повод задуматься о его состоянии. Некоторые родители считают нормой запоздалое развитие малыша, но иногда подобный фактор является симптомом серьезных нарушений.

В каком случае небольшие задержки в развитии речи закономерны, а когда говорят о нарушениях, что делать родителям при выявлении патологий?

Как понять, что ребенок не понимает речь:

1. Нарушения понимания:
- ребенок не реагирует на обращение к нему, будто не слышит;
- откликается на шепот, но не на громкую речь;
- не отзывается, когда вы зовете его по имени;
- не понимает одну и ту же просьбу, сформулированную по-разному;
путает смысл вопросов и дает ответы наугад;
- отвечая на вопрос, внимательно следит за выражением лица взрослого;
- попадая в незнакомую обстановку, теряется и не выполняет просьбы;
- постоянно повторяет за вами заданный вопрос.

Несмотря на плохое понимание, ребенок все же может начинать разговор первым с правильных фраз и вступать в диалог.

2. Отзеркаливание поведения взрослых:
- часто повторяет жесты говорящего с ним человека или фразы, услышанные из мультиков и телепередач;
- делает это неосознанно, считая такое собственной инициативой;
- чем сильнее стресс, тем больше повторенных фраз встречается в его речи.

3. Снижен или отсутствует навык коммуникации
Как правило это происходит из-за предыдущего негативного опыт. Ребенок помнит, чем закончились его предыдущие попытки поддерживать разговор, когда неправильно вставленные по смыслу фразы приводили к агрессии или насмешкам. Это заставляет его избегать любых социальных взаимодействий. Среди сверстников он предпочитает общаться с тихими ребятами и не связываться с активными.

4. Стремление к постоянству
Ребенок стремится сохранить свой круг общения неизменным из-за непонимания других взрослых.
Испытывает повышенную тревожность. Это не всегда является симптомом рецептивного расстройства, но может быть вызвано нарушением адаптации. Окружение и семья напрямую влияют на степень тревожности ребенка.

5. Навязчивые действия
Ребенок постоянно кусает губы, грызет ногти, заламывание пальцы рук и т. п. — все это может быть признаком напряжения, вызванного нарушением адаптации.

6. Невозможность контролировать свое поведение
Часто среди детей с рецептивным расстройством встречаются гиперактивные и импульсивные. При отсутствии взрослого, который регулирует его действия, это проявляется особенно сильно.

Как помочь ребенку?
Самое главное — обеспечить малышу условия для развития и коррекции. В этом должны участвовать и родители, и специалисты.

Хотите узнать о том, как запустить и развивать речь ребенка? Приходите на бесплатный вебинар 30 января в 16:00

✅Регистрация на вебинар ЗДЕСЬ
2 минуты