Кейс: «Если нарушен фонематический слух, то что делать? Фонетические и фонематические нарушения, которые могут повлиять на письменную речь ребенка.»


Проблема: Наш учитель посоветовал обратиться с дочкой к специалисту. Говорит, что у нее графическое представление слов искажено… Например, вместо "натюрморт" она написала "наотюмрот" . Говорит , что сейчас частая такая проблема у детей, как фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Маша у вас говорит чисто и правильно, но ее слух фонематический страдает, и из-за этого у нее и возникают трудности с письмом. Что нам с этим делать? Какие упражнения можем делать дома? Дочка учится во втором классе.

Решение: Фонематический слух – это способность анализировать и синтезировать звуки речи. В обычных условиях он должен развиваться к пятилетнему возрасту.
Однако, у некоторых детей физиологический слух может быть отлично развитым, а речь самого ребенка правильной, поэтому родители могут не замечать проблемы, пока ребенок не пойдет в школу. Часто нарушение фонематического слуха сопровождается нарушением звукопроизношения. В речи ребенка происходят замены звуков: "шапка" – "хапка", "чашка" – "тяска".
Выдающийся российский нейрофизиолог А. Р. Лурия выделил три функциональных блока мозга, включающих в себя: регуляцию тонуса и бодрствования, прием, обработку и хранение информации, а также программирование.
Вот некоторые упражнения, с которых советую начать:
1. Зеркальное написание слов: Под диктовку можно просить дочку записывать слова задом наперед и с правой стороны строчки. Начинать можно с коротких слов и постепенно переходить к предложениям. Например, слово "мед" записывается как "дем", а слово "юбка" становится "акбю". Это упражнение поможет развить навыки пространственной ориентации и внимания к деталям.
2. Звуковой разбор с фишками: Здесь важно не опираться на буквенную запись слова, а на звуковой анализ. Ребенку предлагается выкладывать цветные фишки (кружки, квадратики) в зависимости от звука. Например, гласные звуки могут быть обозначены красными фишками, мягкие согласные - зелеными, а твердые согласные - синими. Дополнительно можно использовать фишку большего размера, чтобы выделить ударный гласный звук. Желтая фишка "колокольчик" может использоваться для выделения звонкого звука. Это упражнение поможет развить фонематический слух и укрепить связь между звуками и их графическим представлением.
3. Транскрипция звуков: Постепенно можно переходить от фишек к записи транскрипции. Однако, я и многие мои коллеги считают, что использование фишек может быть полезным и во втором и третьем классах. Они могут помочь учащимся не только в развитии фонематического слуха, но и систематизировать знания о правилах грамматики.
Только, огромная просьба, не откладывайте на завтра, не теряйте время - начните применять упражнения на практике уже сегодня.
Кейс: «Если нарушен фонематический слух, то что делать? Фонетические и фонематические нарушения, которые могут повлиять на письменную речь ребенка.