Найти тему
19,6 тыс подписчиков

Катамараны полинезийцев из каменного века с невероятной скоростью обгоняли тихоходные корабли европейских колонизаторов


Большие сдвоенные каноэ (каноэ-катамараны – прим. ред.) достигали 30 метров в длину, имели резную корму до 8 метров высотой и до сотни гребцов. А теперь, внимание, катамараны полинезийцев сравните с «Индевором», на котором Кук совершил свое первое плавание в Океанию. Корабль Кука был длиной 32 метра и вмещал 98 человек. Скорость полинезийских судов была просто поразительной – как было отмечено хронистами, все без исключения лодки-катамараны Тонга обгоняли корабль Кука!
По словам американца Уилки (первая половина XIX века): "каноэ ходят с невероятной скоростью 12–14 узлов. Пишут, что наиболее скоростные делали по 18 и даже по 22 узла - больше, чем самые быстрые клипера мира, эти прославленные «гончие океана»!"

Позже европейские исследователи в консультации с опытными моряками подтвердили оптимальность выбора полинезийцами длины судна в 55–60 футов. Как выяснилось, такая форма позволяет справиться с океанской зыбью и легко всходить на волну. Если сделать каноэ большей длины, то узлы корпуса будут испытывать значительную нагрузку и могут не выдержать. Да, отмечено, что фиджийские двуносые ндруа и калиа с Тонга бывали длиннее, но обычно использовались лишь на коротких рейсах в периоды предсказуемой погоды.

Подробнее о конструктивных особенностях полинезийских катамаранов, которые превосходили корабли европейцев, можно ознакомится по ссылке: «Хокулеа» идет в кругосветку

1 минута
177 читали