472 подписчика

Певец, поэт и композитор Александр Вертинский был старше своей невесты на 34 года. Лидия Циргвава была юной, ослепительно прекрасной и могла выбрать себе в мужья практически любого мужчину. Чем же Вертинский — немолодой, небогатый, некрасивый — сумел раз и навсегда покорить ее сердце?


Лидии Владимировне было всего 17 лет, когда она в первый раз встретилась с Александром Николаевичем, при­ехав в теплый пасхальный вечер с компанией друзей послушать знаменитого певца в кабаре «Ренессанс». Произошло, это в Шанхае, где Вертинский в то время осел в поисках русскоязычной аудитории, а юная Лидия Циргвава служила в британской пароходной компании.

Концерт потряс юную слушательницу, позже она вспоминала: «Я еще никогда не слышала, чтобы так красиво звучала русская речь, слова поражали своей богатой интонацией. Я была очарована и захвачена в сладкий плен… Но в этот миг я не испытывала к нему ничего, кроме… жалости. Я была юна, неопытна, совсем не знала жизни, но мне захотелось защитить его… И всю мою неразбуженную нежность и любовь я готова была отдать ему. Отдать с радостью. Потому что никого прекраснее его нет. И никогда в моей жизни не будет. Я это знала, сидя в прокуренном зале «Ренессанса». Вертинский же был потрясен ее красотой и жизнерадостностью.

Лидия происходила из грузинского рода, и это очень нравилось ему. Однажды на грузинском балу в Шанхае кто-то из знакомых, заметив чувства Вертинского к Лидии, с шутя назвал его «кавказским пленником». Потом он и сам стал себя так называть, а свои многочисленные письма любимой часто подписывал «Сандро».

Мама Лидии Владимировны была против общения горячо любимой дочки с певцом. К тому времени она уже овдовела, хотя муж был лишь ненамного ее старше. Поэтому она панически боялась, что Лидочка увлечется пожилым мужчиной. Маму поддерживали и друзья. Положение было безвыходное.

Но тут грянула тихоокеанская война, Шанхай был оккупирован японцами, и это сильно отразилось на положении британских под­данных: их отправили в лагеря. Русских же пока не трогали. Чудесным образом это помогло и влюбленным: мама Лидии Владимировны вдруг сдалась и согласилась на брак дочери с условием, что они все вместе выедут из Шанхая. Шел 1942-й год. На венчание в церкви собралось огромное количество друзей. Невеста сияла, как принцесса из сказки, жених был изящен, и оба так счастливы! Ему было 53 года, а ей 18.

Нужно сказать, что Вертинский еще с середины 1930-х годов многократно обращался к советскому правительству с просьбой разрешить ему вернуться на родину. Ему всегда отказывали. Но тут вдруг на очередную его просьбу в 1943 году было дано согласие. К тому времени у супругов уже родилась первая дочка, Марианна. Для круглого сироты Вертинского его семья была самым главным сокровищем мира, поэтому ради своей Белой Лебеди, как называл он свою супругу, он был готов на всё. Он чувствовал огромную ответственность за Лидию Владимировну, за ее немолодую маму и конечно же за свою маленькую дочурку.
Советский Союз встретил Вертинских победными салютами 1943 года.

Лидия Владимировна стала защитницей Вертинского, его тылом и счастьем. Она подарила ему любящую семью, двух девочек: в 1944-м родилась еще одна дочь, Анастасия. Лидия старалась сделать мужа самым счастливым человеком в мире. Интересно, что только с ней он впервые в жизни отпраздновал свой день рождения. В детстве некому было о нем забо­титься, и такого праздника в его жизни не существовало. Только Лидия подарила ему этот праздничный день. Их счастливая семейная жизнь продолжалась шестнадцать лет, до смерти Александра Николаевича в 1957 году. Лидия Владимировна в 34 года стала вдовой с двумя маленькими детьми.

Она была одной из первых красавиц Советского Союза, ее приглашали сниматься известные режиссеры. Мы помним фильмы «Садко», «Дон-Кихот», «Королевство Кривых зеркало. Молодая вдова получала много предложений выйти замуж, но она этого не сделала: жила для своих девочек,которые унаследовал и ее красоту и стали известными актрисами.

Л. В. Вертинская скончалась 31 декабря 2013 года на 91-м году жизни в московской больнице после продолжительной болезни