Почему младшие школьники плохо умеют работать с текстом и как им помочь?


Четвероклассники очень скоро будут писать проверочную работу по диагностике читательской грамотности. Подобные работы многим детям писать сложно. Причин несколько.

1. Дети невнимательно читают текст.
Иногда складывается впечатление, что он текст читает не для себя, а для меня. В работах много вопросов, которые связаны и именно с содержанием текста. Внимательно читал? Проблем не будет.

2. Детям лень возвращаться к содержанию текста.
О, это целая битва - заставить перечитать какой-то фрагмент текста, чтобы найти в нем ответ на вопрос задания. А в тексте есть ответы на большинство вопросов.

3. Не все дети понимают формулировку некоторых заданий.
В части заданий есть уточнение "докажи свой ответ". Это значит,что сначала нужно ответить своими словами, а потом дословно выписать из текста ответ на вопрос.

4. Не все дети умеют восстанавливать последовательность событий, т.к. не умеют составлять план текста. К концу 2 класса ребёнок должен уметь это делать.

5. Дети плохо умеют выражать свое отношение к содержанию текста.
Им сложно отвечать на вопросы вроде "Как ты думаешь, правильно ли поступил герой? Почему?" или "Как ты думаешь, почему так поступил герой?".

Могут ли родители помочь ребенку легко справляться с подобными работами?
Да. После каждого текста в учебнике есть вопросы. Если ребёнок систематически будет на них отвечать, искать ответы на часть из этих вопросов в тексте, то подобные работы он будет писать легко.

Демонстрационные версии диагностики читательской деятельности есть в свободном доступе.
Я являюсь автором одной из первой серии учебных пособий, посвященных работе с текстом. Она так и называется- "Учусь работать с текстом (Т.В.Векшина, М.Н.Алимпиева). Приобрести наши учебные пособия можно в ЛитРес или Ozon.
Почему младшие школьники плохо умеют работать с текстом и как им помочь?  Четвероклассники очень скоро будут писать проверочную работу по диагностике читательской грамотности.
505 просмотров