Найти в Дзене
8738 подписчиков

Мы посмотрели «Наполеона» Ридли Скотта – батальный фильм, который явно недооценили


«Наполеон» дает пушечный залп из «классического Ридли Скотта». Критики приняли фильм прохладно (особенно французы – их уже взбесило, что корсиканец и консулы говорят на английском), а самого Скотта ловко сравнили с Бонапартом времен битвы при Ватерлоо, мол 86-летнего мэтра пора тоже отправить на какую-нибудь Святую Елену.

Тем не менее, «Наполеон поражает. Если не размахом и постановкой, то самонадеянной затеей – уложить в три часа то, чего не спрессуешь даже в увесистых томах. Чтобы выкрутиться, Скотт делает из биографии яркие коллажи, сжимает события, все главное выделяет жирным шрифтом, второстепенное отбрасывает, на потеху историкам, с которыми, как известно, Скотт спорить и не намерен.

Главное понять, что режиссера интересует не столько история и осевшая на ней пыль, сколько воображаемые миры и их конструирование. Скотт – визионер, опытный дизайнер всех масштабов, вплоть до космических, следует не букве, а кисти. Он словно в одной мастерской с Жаком-Луи Давидом – известным художником наполеоновской поры, в стремлении придать событиям визуальную огранку, показать баталии в их осязаемом ужасе и пафосе. Мушкеты, падающие лошади, неистовые толпы роялистов, намотанные кишки – в этом, собственно, и заключено тело истории, чью анатомию Скотт знает на «отлично».

Наполеоновские походы оттеняются домашним обиходом – отношениями с Жозефиной, которые Скотт не калькирует с учебников, а истолковывает. Его Наполеон – рогоносец, угрюмый властитель и жертва, как собственных горе-амбиций, так и механического хода судьбы. Если вам пришелся по душе Хоакин Феникс в «Гладиаторе», то роль горестного полководца также впечатлит. Корсиканец, пытаясь строить новый Рим, слишком много на себя берет – и Феникс подчеркивает это в интересном, местами неуклюжем и точно трагикомическом образе.

Удача фильма в том, как все эти страсти – домашние и полевые, создаются уверенной, не дрогнувшей рукой. Скотт – по-прежнему непревзойденный баталист, одинаково эффектно пишущий как мясорубки, так и блеск ампира. И здорово, что он продираясь сквозь время и критику, не позволяет скинуть себя с лошади.

#Новинки
Мы посмотрели «Наполеона» Ридли Скотта – батальный фильм, который явно недооценили  «Наполеон» дает пушечный залп из «классического Ридли Скотта».
1 минута