Найти тему
104,8 тыс подписчиков

«Есть у революции начало, нет у революции конца».


На самом деле, весьма меткое выражение, о котором я сегодня хотел бы сказать пару слов с точки зрения истории и легитимности. Ещё с античных времен восстание против тирании считалось вполне оправданным, хотя под понятие «тирания» могли подгонять разные формулировки. В любом случае, если власть слаба и непопулярна, она рано или поздно падет (о чем писали Платон, Аристотель, Макиавелли, Гоббс, Маркс, Вебер и много кто ещё). Падет в формате переворота, Революции или просто развала на десяток государств.

Но если уже произошла Революция, изменившая общественный строй и систему управления (а это безусловно произошло с Февраля 1917 года), то где у нее финал? С точки зрения новой «революционной власти» углубление революции — это преступление (так как оно не отражает интересов этих конкретных «революционеров»). С точки зрения царского режима «временные» — это преступники. С точки зрения «временных» — большевики преступники. С точки зрения большевиков — «углублявшие революцию» анархисты и левые эсеры (мечтавшие о Третьей Революции)... тоже преступники. Как и «контрреволюция» разных сортов и оттенков.

«Легитимность выступлений против власти обеспечивается убежденностью в справедливости выдвигаемых требований и негодности правительства, ведущего несправедливую («антинародную») политику, а также ожиданием более совершенного создаваемого революцией общества. Однако легитимность революции (перемен) не обеспечивает безусловной легитимности любого революционного правительства...» (с) Э. Э. Шульц. Русская революция: проблема легитимности. / Россия и современный мир, 2017.

Короче говоря, 1917 год и Гражданская война — это борьба между революционерами разных видов и оттенков. С точки зрения ревнителей сломавшегося дореволюционного режима «красными» были даже белые генералы. Что уж говорить об эсерах, меньшевиках или анархистах. Большевики стали «главными революционерами», так как они победили. Но с точки зрения анархистов, например, большевики были «контрой», так как выступали за однопартийную диктатуру в централизованном государстве.

Кстати, тут можно вспомнить о событиях Французской революции: там сменилось множество правительств. Но с точки зрения роялистов даже Наполеон Бонапарт был революционером.

«Есть у революции начало, нет у революции конца».  На самом деле, весьма меткое выражение, о котором я сегодня хотел бы сказать пару слов с точки зрения истории и легитимности.
1 минута
341 читали