Найти тему
242 подписчика

Осознание эмоций является одним из важнейших винтиков в механизме взросления. Эмоции движут нами, лежат в основе нашего поведения и переживаний. То, что человек чувствует – это только верхушка огромного количества процессов, происходящих в организме.

Когда маленькие дети дерутся, мы задаем вопросы:

«Почему ты его ударил? Зачем ты так поступила?» и часто получаем ответ: «Я не знаю». И это чистая правда.
Маленькие дети не способы осознавать свои эмоции, импульсы. Очень часто даже взрослые, ведомые эмоциями, не понимают, что побуждает их к тем или иным действиям. Отсюда и рождаются выражения: «бес попутал», «вожжа под хвост попала» и тому подобные.
Осознание эмоций – это первый шаг к тому, чтобы как-то начать с ними взаимодействовать.
Есть очень много способов, помогающих подойти поближе к нашим эмоциям и постараться их хотя бы рассмотреть, если не поймать. Одним из таких важных инструментов является проговаривание.

Бывает так, что в моменты очень уязвимых для нас ситуаций невозможно произнести ни слова.

💔Невозможно написать и прочитать.

Как только мы видим или слышим эти слова, то снова переживаем ранящий опыт и закрываемся от него всеми силами.

Однако правильно подобранные ключики слов помогают выпустить запертые внутри эмоции.
Очень многие люди интуитивно используют проговаривание для проживания эмоций, для калибровки своей тревоги, к примеру.

Наверняка у многих есть такие знакомые, которые «наводят панику».
Всем своим друзьям, во всех доступных чатах они сообщают о подстерегающих опасностях со стороны погодных условий, вируса, политических ситуаций и так далее. Иногда это злит. Но таким образом, через проговаривание, слова выводят наружу все темные страхи, отравляющие человека изнутри.
Дети часто рассказывают всем о каких-то нестандартных ситуациях. Проговаривают случившееся снова и снова. Таким образом, эмоции приобретают форму, находят свое выражение и выход.
❣️Что важно помнить о словах, помогающих нам выразить эмоции
Если ребенок уже в сотый раз рассказывает о том, что в садике на обед была невкусная каша, или его наругал воспитатель, или просто он увидел на улице дерущихся котов, не стоит прерывать этот поток высказываний. Значит, эмоции остались внутри и они все еще не прожиты до конца.
Мы можем выслушать, проговорить вместе, задать вопросы, возможно, проиграть сюжет, добавляя какие-то детали и усиливая подробности.
В моменты, когда эмоции зашкаливают, не нужно настаивать на их проговаривании. Когда дети дерутся или ребенок сильно напуган, когда уязвимости и так очень много, не следует подбрасывать в костер дровишек.
Мы сможем вернуться к словам, когда эмоции улягутся.
💭Представим себе стадо взбесившихся коров, которые закрыты в большом загоне. Мы не будем открывать перед ними узкую дверь и надеяться, что они мирно в нее выйдут. Лучшей тактикой будет подождать, пока животные успокоятся и затем уже выводить их одного за другим.
Важно подавать пример. Конечно же, лучше, чтобы дети выражали свои эмоции словами, а не колотили друг друга или демонстрировали букет обсессивно-компульсивного поведения в сильной тревоге. Но как они смогут это сделать, если не видят перед собой реальных примеров, если мы сами прячем свои эмоции?
Принимая в внимание то, в какой форме и сколько ребенок может принять наших собственных эмоций, не стесняемся их демонстрировать.
«Я так зла, что машину нужно отдать в ремонт на неделю! Просто бесит, когда мастер не приходит вовремя! Я так переживала, что мы не успеем вовремя! Да, это моя вина – не следовало так поступать, я сожалею» и так далее.
Если о каких-то эмоциях говорить очень уязвимо, мы можем подходить «огородами». Немного дуть на ранку и тут же уходить в сторону. Вначале затрагивать наименее уязвимые моменты. «Очень жаль, что твоего любимого сока не осталось» и тут же перевести тему. Не беспокойтесь, мозг успеет понять, что затронули что-то важное, но не успеет отреагировать защитой или противлением.
И так понемногу можно подходить к более уязвимой территории, показывая, что нам можно доверить нежные и ранимые чувства.
Осознание эмоций является одним из важнейших винтиков в механизме взросления. Эмоции движут нами, лежат в основе нашего поведения и переживаний.
3 минуты