348 подписчиков

12 сентября в России отмечаем День Джипера.

Этот праздник хорошо известен в кругах автолюбителей, посвящен первому внедорожнику спроектированному в СССР. Опытный образец был создан в далеком 1941 году в в НАТИ (Научно-исследовательский Тракторный Институт). Проектом руководил инженер-конструктор Александр Федорович Андронов. Судьба его разработки оказалась незавидной, хотя она по характеристикам превосходила своего главного конкурента ГАЗ-64.
В массовое производство АР-НАТИ так и не пошли.
С чего всё началось?

Незадолго до начала Второй мировой войны, на вооружении в разных странах стояло несколько авто с колесной формулой 4×4. В этот список вошли немецкий «Хорьх-91», японский «Куроранге», американец «Мармон-Херрингтон» и советский ГАЗ-61.
Каждая из этих машин выпускалась как-правило небольшими сериями. Автомобили, по сути, были легковыми командными машинами. Благодаря повышенной проходимости, они могли преодолевать большую часть препятствий на своем пути и быстро доставляли военное руководство в нужную точку.
Однако современным внедорожникам эти автомобили значительно уступали.
Первый полноприводный внедорожник с зависимой подвеской, который был запущен в массовое производство, был создан в США. Армия объявила конкурс, в котором победили сразу три большие компании — Ford, American Bantam и Willys-Overland.
Их инженеры работали над независимыми друг от друга проектами. Автомобили, которые впоследствии выпускались Ford, были названы GPV. Первые две буквы этой аббревиатуры читались как «Джи Пи». Считается, что именно это сокращение дало начало названию целого класса автомобилей — джипов. Есть и другая версия, согласно которой название автомобили получили из-за американского армейского жаргона, где это слово означает «труженик».
История отечественных внедорожников

Разработки автомобилей повышенной проходимости осуществлялись в разных странах. СССР не стал исключением. В нашей стране разрабатывались внедорожники для Красной Армии на двух предприятиях — НАТИ и ГАЗ. Их сотрудники усердно трудились над созданием экспериментальных моделей.
Две конкурирующие разработки, позже, должны были пройти испытания. Победителя предполагалось запустить в серийное производство.
Завод НАТИ представил автомобиль-разведчик под названием "АР-НАТИ", а его прямой соперник — "ГАЗ-64". В то время, советские конструкторы еще не знали о разработках американских компаний по заказу военных, поэтому можно сказать, что отечественные внедорожники были действительно первыми в нашей стране. Они создавались независимо, а не на основе чужих решений.
Советские конструкторы постарались на славу, так как работа над обоими проектами была закончена менее чем за два месяца — это были рекордные сроки для таких серьёзных разработок. Образцы доставили в Кремль, где их осмотрел лично Сталин вместе с Шапошниковым, Буденным и Ворошиловым. В ходе испытаний безусловным победителем стал АР-НАТИ. Этот внедорожник продемонстрировал себя как более скоростной и надежный.
Победителя рекомендовали к серийному производству, но, к сожалению, этому не суждено было случиться. Началась Великая Отечественная война, и оказалось, что для АР-НАТИ необходимо большое количество оригинальных запчастей, а развернуть и наладить их производство, в таких трудных условиях, было практически невозможно.

В это время специалисты ГАЗ дорабатывали свою модель, которая была запущена в серийное производство как более удобный вариант. В то же время АР-НАТИ, который во многом превосходил своего соперника, скоро ожидало полное забвение. Один опытный экземпляр автомобиля был уничтожен немцами во время бомбардировки завода, а второй честно служил на фронте, израсходовал свои ресурсы и был списан еще до конца войны.
Итоги:
АР-НАТИ стал внедорожником "призраком", который сегодня все еще существует только на черно-белых фотографиях из военной хроники. Ни одного чертежа этого автомобиля не сохранилось. Если бы не фотографии, можно было бы считать внедорожник чем-то вроде городской легенды. В то же время ГАЗ-64 выпускался серийно практически до 70-х годов.
Тем не менее АР-НАТИ увековечен сегодняшним праздником.