Найти тему

Какие могут быть разумные обоснования и доказательства христианского вероучения?


Епископ Хрисанф (Ретивцев; 1832–1883), будучи преподавателем основного богословия в Казанской и Санкт-Петербургской духовных академиях, впервые в отечественной богословской науке применил историко-философский метод исследования религий для обоснования истинности христианской религии и ее богооткровенного характера.

Отличительной особенностью лекций владыки Хрисанфа было то, что в них впервые применялась разработанная им новаторская методика, в которой наибольшее внимание уделялось не «диалектическим доказательствам религиозных положений и таким же опровержениям противных им мнений», а историческому обзору религий и философских учений, что позволяло выяснять их «историческое значение, и главные теоретические и жизненные черты их внутреннего содержания <…> схватывая главный жизненный нерв системы <…> показывая весь ее внутренний механизм». При этом епископ Хрисанф, используя историко-философский метод в сочетании со сравнительным анализом, выявлял исторические слабости исследуемых систем, что давало возможность их дальнейшего опровержения.

Наиболее полное представление о структуре курса лекций епископа Хрисанфа может быть получено благодаря составленной им для Учебного комитета программе курса основного богословия. Несмотря на то что программа была составлена для семинарий, а не духовных академий, в ней были четко обозначены все формальные параметры дисциплины, определяющие ее как самостоятельный богословский предмет.

Задача православного основного богословия, по мнению автора программы, заключалась в рациональном, преимущественно апологетическом, обосновании 1) истинности христианства как единственной богооткровенной религии, 2) того, что откровенная христианская истина в целости и неповрежденности сохраняется в Православной Церкви. По владыке Хрисанфу, выполнение данной задачи предполагает разработку четырех разделов:
1) о религии и Откровении вообще,
2) о религии вне христианства,
3) о христианстве как религии истинной и Божественной,
4) о православной Церкви как хранительнице откровенных истин христианства.
Таким образом, исторически сложившаяся трехчастная тематическая структура основного богословия, соответствующая необходимой последовательности шагов, требующихся для разумного обоснования христианской веры — о религии, об Откровении и о Церкви, — восполняется у епископа Хрисанфа четвертым разделом, посвященным историческому изучению нехристианских религий. Кроме этого, сам раздел об Откровении разбит на две части: одна, посвященная теории Откровения, объединяется с разделом о религии, а другая, собственно обосновывающая богооткровенный характер христианской религии, предваряется историко-философским анализом естественных религий.

Несмотря на то, что тексты лекций владыки по основному богословию не сохранились, судить о методе, предметной структуре и содержании его курса можно исходя из: свидетельства коллеги владыки, профессора П. В. Знаменского, анализа некоторых журнальных публикаций епископа Хрисанфа, составленной им программы по основному богословию и его трехтомного труда «Религии Древнего мира в их отношении к христианству».

О методике и подходах епископа Хрисанфа к преподаванию основного богословия – в статье кандидата богословия, заведующего кафедрой богословия Санкт-Петербургской духовной академии священника Димитрия Лушникова: bogoslov.ru/...841
Какие могут быть разумные обоснования и доказательства христианского вероучения?
2 минуты