Найти в Дзене
38 подписчиков

Прочитано: Григорий Бакланов. Романы "Июль 41 года" и "Друзья", повесть "Карпухин"


Бакланов - писатель-фронтовик. Хотя писал он, конечно, не только о войне.

"Июль 41 года" поднимает такие темы, как репрессии конца 1930-х годов и неподготовленность Советского Союза к Великой Отечественной войне. Роман вышел в 65-м году, но затем не переиздавался в течение 14 лет (по информации Википедии).
Не вдаваясь в историю про репрессии и события начала ВОВ, потому что, по моему мнению, такие темы нужно обсуждать на основе документов из архивов, а не эмоциональных художественных произведений, хотелось бы написать вот о чём. У Бакланова есть великолепная повесть "Пядь земли", где он описывает эффект, когда ситуацию в целом воспринимаешь по небольшому отрывку у себя под носом. Там это касалось боевых действий, а здесь, в романе "Июль 41 года", я вспомнила "Пядь земли", когда главный герой, генерал Щербатов, размышлял о масштабах репрессий на основе арестов, происходивших в его доме и окружении.

Есть эпизод в романе, который я нашла весьма странным. Первый день войны. На город идёт немецкая авиация, сбрасывает бомбы. В городе ужас, смерть и хаос, а наши зенитчики смотрят в небо и не стреляют, потому что есть приказ не стрелять, не отвечать на провокацию. Просто представила себе реальный первый день войны и солдат с офицерами в Брестской крепости с приказом не стрелять, не отвечать на провокацию. Это очень странно.

Повесть "Карпухин" затрагивает темы осуждения человека обществом и степени вины виноватого. Шофёр Карпухин, ранее дважды судимый, на ночной дороге сбивает насмерть человека, пытается бежать с места ДТП. Его ловят, объявляют пьяным, хотя на самом деле это не так, и осуждают (в первую очередь, общественно). При этом обществу не интересен тот факт, что уважаемый человек, которого сбил Карпухин, сам был под мухой и внезапно в темноте вылез на дорогу под колёса машины.

Про роман "Друзья" в интернете встречала информацию, что это художественное осмысление Баклановым его конфликта с Юрием Бондаревым. Получилась история про друзей-архитекторов и их жён. По большому счёту, вышла ерунда про дворцовые интриги и фаворитизм на советской почве.
Немного уже не остроактуального из 1975 года: "Где-то в глубинах Азии, на каких-то её островах, зародился новый, ещё неведомый вирус и со скоростью реактивного самолёта вместе с людьми, в них самих, перелетал океаны и континенты, распространяясь по всему свету".

В целом, мне нравится Григорий Бакланов. Мне нравится, как он пишет. Мне нравится его читать. Это один из моих любимых писателей. Хотя не все его сочинения хороши.

Издательство "Пропаганда", Санкт-Петербург, 2003 год. Объём 416 страниц.
Прочитано: Григорий Бакланов. Романы "Июль 41 года" и "Друзья", повесть "Карпухин"  Бакланов - писатель-фронтовик. Хотя писал он, конечно, не только о войне.
2 минуты