Найти тему
18,7K подписчиков

В концепции всеоружия Божия апостола Павла (Еф.6:11-17) немалую роль играет обувь подвижника. Последний не может приступить к подвигу босиком... В Синодальном тексте Нового Завета Павел: говорит: "Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир" (Еф.6:14-15).

Иначе говоря, духовный воин сражался обутым. Возникает вопрос: во что именно? Во времена древнего Рима существовало всего три фасона обуви: сандалии (solea), калиги (caligae) и сапоги (calceus). Самым простым и "носким" фасоном считались сандалии. На улицах их обычно носили рабы и простолюдины. Дома (и только дома) - представители высших классов. Функционально сандалии напоминали современные сланцы или тапочки, только вместо жесткого верха имели мягкие ремни. В каждой стране (в Греции, Риме, Иудее и др.) был свой фасон сандалий.
Калиги представляли собой грубые полусапоги из красной кожи, оставлявшие пальцы свободными. Эту обвуь традиционно носили римские легионеры. Иногда - пешие курьеры. Это были очень прочные "лоферы" с толстой подошвой, подбитой гвоздями. Рисунок гвоздей на подошве для каждого манипула (отряда) был уникальным.
Наконец, центурионы и представители высших сословий носили "кальцеи" (calceus). Это были башмаки (сапоги) тонкой работы. Их часто украшали дорогими пряжками, иногда даже драгоценными камнями. Однако высшим шиком было оснащать кальцеи серебряными лунками (лунами) или полумесяцами. Делать это могли только сенаторы.
По греческому тексту трудно понять, какую обувь имеет в виду Павел, когда требует обуть ноги в готовность благовествовать мир: сандалии, калиги или кальцеи. Однако в латинской «Вульгате» находим знакомое слово – calceo (обувать), однокоренное со словом calceus. Выходит, что если верить «Вульгате», то Павел видит на ногах духовного воина римские calceus, иначе говоря, дорогие, парадные сапоги. Это связано, видимо, с темой проповеди подвижника, который призывается благовествовать мир, а не войну; благо, а не зло. А мир и благо были желанными состояниями всех культур. Апостол говорит: «Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим. 10:15).
328 просмотров