Найти тему
134,9 тыс подписчиков

В Петербурге первые электрические трамваи ходили по льду!


Да, первый электрический трамвай в Санкт-Петербурге ездил именно по замерзшей Неве. Только спустя 12 лет трамваи поехали по обычным питерским улицам.

Дело в том, что в конце ХIХ века трамвайные перевозки по улицам российской тогдашней столицы монополизировало частное предприятие – общество конно-железных дорог. Оно заключило с Городской думой концессионное соглашение, по которому власти аж до 1902 года не могли просто так запустить в центре электрический трамвай (хотя успешно испытали его еще в 1880-м).

Между тем в документе ничего не было сказано о реках. Пользуясь этим, в 1894 году Финляндское общество легкого пароходства и Товарищество для эксплуатации электричества М. М. Подобедова и Кº запустили по Неве электрические трамваи.

Использовали их очевидно только в зимний период. По льду под наклоном укладывали рельсы и шпалы, сверху протягивали контактный провод. Опоры для линии электропередачи вмораживали в лед. Транспорт разгонялся до 20 км/ч.

Трамваи обслуживали четыре линии с января по март. За сезон они перевозили до 900 тысяч пассажиров. А в теплое время года по тем же маршрутам ходили паромы.

В 1899 году аналогичный транспорт запустили в Нижнем Новгороде – по льду Оки, в 1917-м в Архангельске – по замерзшей Северной Двине.

В Санкт-Петербурге ледовые трамваи функционировали с зимы 1895-го по зиму 1910 года. За это время ни один из них не провалился под лед.

А первую линию наземного электрического трамвая в городе запустили только в 1907 году – спустя пять лет после того, как сеть конно-железных дорог перешла в городскую собственность.

ФОТО: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга; общественное достояние
1 минута
1633 читали