Найти тему

продолжение материала


2. Статистические данные, вырванные из контекста, создающие негативную картинку и ощущение, что все только ухудшается.
Например, сообщается, что за последние годы закрылось столько-то школ. Но не уточняется, на какой именно территории, по каким причинам (возможно, две объединили в одну), сколько при этом открылось новых школ по сравнению с другими периодами, выросли или сократились темпы закрытия, есть ли в планах строительство новых школ, каковы мировые тенденции в этой области (может, во всем мире количество школ сокращается) и т.п.

3. Исторические аналогии с негативным для нас исходом.
Например, два беспилотника над Кремлем сравнивают с налетом советской авиации на Берлин в 1941 году. Отсюда по аналогии делается вывод, что победа будет за «налетчиками»: тогда был СССР, а сейчас – Украина. Важно помнить, что исторические аналогии очень условны, порой их, как говорится, «притягивают за уши». А иногда одно и то же событие/личность можно с одинаковым успехом сравнить в пользу разных сторон (и Путина, и Зеленского, и еще многих других людей сравнивают с Гитлером). Ко всем историческим параллелям стоит относиться с осторожностью.

4. Попытки внушить, что Россия/русские всегда все делали неправильно или никогда/ничего не делали правильно.
Вся наша история темна и печальна, одновременно наполнена победами и достижениями, а идеальных народов и стран не бывает, как не бывает и однозначно плохих народов и стран. Мир не черно-белый. В истории каждого этноса есть моменты, которыми хочется гордиться, и моменты, за которые неловко/стыдно. Мы ничем в этом плане не отличаемся от остального мира.

На основе наблюдений подписчика канала "КВойны"

Как устоять в когнитивной войне? Подписаться

1 минута