Философия китайского костюма


Китай неспроста ассоциируется у многих с ритуальностью. Ритуал — неотъемлемая часть жизни «благородного мужа», и именно ритуал диктует, какими внешними качествами он должен обладать.

🎗 Согласно конфуцианским канонам, во имя гармоничного развития общества наряды и украшения должны играть просветительскую роль и побуждать человека вершить добрые дела. То есть одеяние должно побуждать человека быть внешне и внутренне благовоспитанным или 文质彬彬 wénzhì bīnbīn — быть в равной мере одарённым внутренней и внешней красотой.

🧥 Например, парадную одежду чиновников Древнего Китая по низу или на уровне колен отделывали вышивкой из узоров фуфу (黼黻 fǔfǔ).

▪️ Узор 黼 — чередование расположенных спиной друг к другу животных черного и синего цвета — символизировал положительное и отрицательное начало и отражал различия и сходства господ и вассалов.

▪️Узор 黻 представлял собой пересечение секир, цвет которых из черного постепенно переходит в белый, узор символизировал качество, которым должен обладать правитель — способность отличить ложь от истины.

Считалось, что человек, не соблюдающий требований ритуала, уподобляется презренному из низов, который лишен культурного лоска.

📯 Еще одним важным элементом внешнего облачения благородного мужа были украшения из нефрита. Их нельзя было снимать без особых причин, так как нефрит олицетворял добродетель. Ритуальность соблюдалась даже в том, какие звуки должны издавать украшения во время ходьбы. Благородному мужу приходилось упорно тренировать свое тело, дух и манеры, чтобы научиться ходить особым шагом.

安冉老师