235 подписчиков

КАРТИНЫ, НА КОТОРЫЕ НЕ СМОТРЯТ


🐤 Птичий концерт 🐤

Зал Снейдерса в Эрмитаже привлекает посетителей четырьмя монументальными картинами художника из серии «Лавки». Среди других эрмитажных работ Франса Снейдерса можно найти не менее интересные экспонаты. Сегодня поговорим о «Птичьем концерте» — картине со скрытым посланием.

Расскажем немного о художнике. В его ранней живописи основное место занимали натюрморты. Затем Франс Снейдерс начал работать исключительно с изображениями животных и сценами охоты. Художник учился у Питера Брейгеля Младшего и Хендрика ван Балена. Снейдерс не любил изображать людей. На его полотнах человеческие фигуры писали другие мастера. Он, в свою очередь, сотрудничал с Рубенсом и дорисовывал цветы на его картинах.

👉🏻 «Птичий концерт» — картина с аллегорическим сюжетом. Есть две версии происходящего на полотне. Первая — нидерландская пословица «каждая птица поёт по своей природе».Смысл фразы в том, что не нужно обращать внимание на красивое оперение птички — «петь» она может отвратительно. Вторая версия — использование для выбора героев сюжет басни Эзопа «Сова и птицы». Оригинальный текст до нас не дошёл, но с ним можно познакомиться в греческом пересказе.

Версия с басней кажется более верной — птицы почтительно собрались вокруг совы, которая держит в лапках ноты. Эта часть картины не менее интересна. По нотам можно определить общее настроение картины.

Записанную мелодию с картины Снейдерса учёные проверили по Международному каталогу музыкальных источников RISM. Это позволило установить, что музыка принадлежит аугсбургскому композитору Петрусу Тритониусу или Питеру Трейнбенрейфу. «Птичий концерт» исполняет четырёхголосную оду Tu ne quaesieris, scire nefas, написанную на текст Горация «К Левконое». Послушать можно по ссылке.

Опираясь на тональность мелодии, мы понимаем, Снейдерс заложил в картину простой и понятный смысл — carpe diem! Лови момент!

Изображения:
1 — Птичий концерт. Около 1630-40х. Франс Снейдерс.
2 — Портрет Франса Снейдерса с женой. 1621. Антонис ван Дейк.
3 — Предполагаемый портрет Горация с римского барельефа. 50 год н. э.