Найти тему
61,6 тыс подписчиков

30 января 1918 года в Москве произошло знаменательное событие: «Открылось кафе «Питтореск» по адресу Кузнецкий Мост, дом 11


Здание этого кафе существует и сегодня, в нем находится Московский Дом художника.

А в начале двадцатого века здесь был Пассаж Сан-Галли, который затем выкупил московский купец Николай Филиппов.

Два одноэтажных каменных строения по улице Кузнецкий мост, соединённые остекленным чугунным сводом, должны были превратиться в нечто незабываемое.

Стены расписал художник Жорж Якулов, а также Владимир Татлин, один из основоположников конструктивизма

Внутреннее пространство кафе, по воспоминаниям современников, составляли «всевозможные причудливые фигуры из картона, фанеры и ткани: лиры, клинья, круги, воронки, спиралевидные конструкции.
Иногда внутри этих тел помещались лампочки. Все это переливалось светом, все вертелось, вибрировало, казалось, что вся эта декорация находится в движении. Преобладали красные, желто-оранжевые тона, а для контраста — холодные. Краски казались огнедышащими. Все это свисало с потолков, из углов, со стен и поражало смелостью и необычностью». Светильники — «сложные пространственные композиции из гнутой жести» - делались по проектам Александра Родченко.
Эти самые светильники, воссозданные по чертежам Родченко, я как раз и увидела на выставке «Вещь».

К открытию кафе на углу Неглинной и Кузнецкого моста появилась афиша.

Автором был, Жорж Якулов, она представляла собой полутораметровый плакат на листе фанеры, на котором была нарисована дама с собачкой, спешащая в кафе (первое фото)

Современникам запомнились огромные разноцветные куда-то мчащиеся кони, протяженный зал, который «имел вид вокзального перрона». А сам Якулов окрестил кафе «Мировой вокзал искусства», с арены которого будут возвещаться приказы по армии искусств».

Над большой округлой эстрадой парила фанерная модель аэроплана Яколова

На открытии выступали Маяковский, Бурлюк, Каменский», - сообщала газета «Мысль». Бывали здесь и Луначарский, Мейерхольд, Брюсов и Есенин.

«Питтореск» стал ярчайшим местом литературно-театральной жизни Москвы. В марте 1918 года в кафе привезли из Петрограда поставленную Мейерхольдом «Незнакомку» Блока. Сюда заходили преподаватели и ученики ВХУТЕМАС.

Из книги «Портреты словами» художницы Ходасевич Валентины Михайловны

Но Филиппов упорствовал в своих намерениях поразить всех необычайным кафе и заказал мне эскизы и чертежи «небывалых» разнообразных гарнитуров мебели для кафе – под стать потолку. Делаю в набросках: супрематические столы, стулья, табуреты бешено ярких цветов и странных форм – их не принимают. В конце концов после проклятий и больших творческих усилий мне удались семнадцать эскизов мебели, отвечающих всем требованиям Филиппова. Мне самой они не очень нравились, но Якулов сказал: «Вы к себе придираетесь. Конечно, самые первые проекты были интереснее, но ведь это не только для „смотреть“, как мой потолок, – на этом надо усидеть, а эквилибристов и в цирке немного».
Я сделала чертежи мебели и два эскиза платьев – униформ для подавальщиц. Хотела бы посмотреть теперь на эти эскизы – может, и посмеялась бы, а может, были они интересными? Выполнять мебель взялась Студия Метнера (брата композитора), помещавшаяся на Остоженке (Метростроевская) в одноэтажном особняке.
Пока делали шаблоны мебели, пока раздобывали нужные материалы – карельскую березу, красное дерево, цветные сафьяны (Филиппов был щедр), – революция развивалась, было уже не до «Питторесков», кафе закрылось, и моя необыкновенная мебель не родилась.

К осени 1918 года кафе перешло в ведение театрального отдела Наркомпроса, оно было переименовано в «Красный петух» и должно было стать «своеобразным клубом работников искусств», а в 1919 году кафе закрылось. Проработало оно всего 1 год.

В 2001 году пассаж Сан-Галли вновь был реконструирован.

Под руководством архитектора Александра Студеникина его фасад восстановили в прежнем виде, будете в районе Кузнецкого моста, не проходите мимо.
3 минуты
1368 читали