Найти тему
28 тыс подписчиков

Названия музыкальных нот придумал монах!


Все мы знаем, что в нынешней нотной грамоте присутствуют семь нот. И буквально все, даже самые далекие от музыки люди, наизусть знают их названия – До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Кто их так назвал и почему именно так?

Названия первых 6 нот появились еще в первой половине 11 века. Дал их им итальянский музыкант, монах, учитель музыки и хорового пения при различных храмах, Гвидо д’Ареццо. Ему даже памятник во Флоренции установили благодарные потомки.

За основу он взял первые слоги из строк гимна, посвященного Иоанну Крестителю (Предтече) «Ut queant laxis». Кстати, автором мелодии этого гимна является сам Гвидо, а перевод этого текста примерно звучит так: "Чтобы в полный голос смогли воспеть рабы твоих деяний чудеса, сними грех с их уст, Святой Иоанн.":

Ut queant laxis

Resonare fibris

Mira gestorum

Famuli tuorum

Solve pollute

Labii reatum

Sancte Iohannes

И вплоть до XVI века в музыке «с именами» были только 6 нот. Но в конце этого века (в 1574 году) была «обозвана» и седьмая нота. Сделал это фламандский композитор Хуберт Вальрант. Он взял первые буквы в словах Sancte Iohannes из упомянутого гимна, и получилось Си.

Еще один итальянец-музыкант еще через 100 лет для удобства «пропевания» название первой ноты (Ut) заменил на более благозвучное - (DО). Одно из объяснений, почему именно DO – это первые буквы слова DОmingo (Господь), что в свою очередь является производным от словосочетания на латинском языке dies dominicus – «День Господень».

Такие дела, вот!
Названия музыкальных нот придумал монах! Все мы знаем, что в нынешней нотной грамоте присутствуют семь нот.
1 минута
1331 читали