Найти в Дзене
5 подписчиков

Слушаю лекции «Американский роман с 1945 года» профессора Эми Хангерфорд, которые она читала 14 лет назад в Йельском университете. Об отдельных лекциях я еще напишу, если будет время и желание.


В этой первой лекции профессор Хангерфорд представляет академические требования курса и некоторые из его основных проблем.

Тут она использует журнальную рекламу «Улисса» Джеймса Джойса и эссе Владимира Набокова (автора «Лолиты», романа, включенного в программу), чтобы установить противоположные точки зрения на то, что требуется от компетентного читателя литературы.

Во второй половине лекции Хангерфорд показывает, как полемика вокруг публикации книги Ричарда Райта «Black Boy» выдвигает на первый план вопросы правды, памяти и автобиографии, которые будут всплывать на поверхность на протяжении всего курса.

Вот её два примера об отношении к читателю литературы ( реклама Джойса и эссе Набокова):

___________________________

Реклама романа «Улисс» Джеймса Джойса издательством Random House в 1934 году

Как насладиться великим романом Джеймса Джойса «Улисс»? Для тех, кто уже погружен в чтение «Улисса», а также для тех, кто не решается приступить к нему, опасаясь, что он будет непонятным, издатели предлагают простой ключ к разгадке того, о чем в нём идет речь.

«Улисса» понять не сложнее, чем любое произведение любого другого классика. Это история и ей можно наслаждаться как таковой. Не позволяйте критикам сбить себя с толку. «Улисса» не трудно читать и он вознаграждает каждого читателя мудростью удовольствием. Такого захватывающего приключения в душе, разуме и сердце человека ещё никогда не было. Это ваша возможность начать исследование одного из величайших нашего времени.

Этот монументальный роман о 20 часах жизни среднего человека можно читать и оценивать, как любой другой великий роман, точно так же, как мы наслаждаемся Гамлетом не решая всех проблем, которые волнуют критиков и ученых. С сюжетом, придуманным Гомером, в декорациях Данте и персонажами, вдохновленными Шекспиром, «Улисс» не так сложен для понимания, как любят притворяться критики.
__________________________

Из эссе Владимира Набокова «О хороших читателях и хороших писателях»

Каков же тот единственно правильный инструмент, которым читателю следует пользоваться? Это — безличное воображение и эстетическое удовольствие. Следует стремиться, как мне кажется, к художественно-гармоническому равновесию между умом читателя и умом автора. Следует оставаться немного в стороне, находя удовольствие в самой этой отстраненности, и оттуда с наслаждением, — переходящим в страсть, исторгающим слезы и бросающим в дрожь, — созерцать глубинную ткань шедевра. Разумеется, полной объективности тут быть не может. Все ценное в какой-то степени всегда субъективно. Мне могло присниться, что вы сидите здесь; или я — привидевшийся вам кошмар. Я лишь хочу сказать, что читатель должен уметь вовремя обуздывать свое воображение, а для этого нужно ясно представлять тот особый мир, который предоставлен в его распоряжение автором. Нужно смотреть и слушать, нужно научиться видеть комнаты, одежду, манеры обитателей этого мира.
2 минуты