В 2017 году, при проведении наблюдений на территории Зарядья, сотрудниками ООО «Столичное археологическое бюро» была найдена пара кожаных мужских сапог. 👆
В середине XVI века эта ультрамодная на тот момент обувь каким-то неизвестным нам образом попала в колодец. Зачем было выбрасывать в него почти новую пару дорогих сапог, неясно. Так или иначе, именно это обстоятельство – пребывание во влажной среде без доступа кислорода – и обеспечило великолепную сохранность сапог.
Высокие сапоги становятся в Москве доминирующим типом обуви со второй половины XIV века. Это было связано с проникновением с востока новых технических навыков и технологий обработки кожаного сырья. Появляются новые возможности раскроя кожи и сборки обуви из нескольких частей – голенища, задника, передней части (головки) и подошвы.
В позднем средневековье актуализируется такое социальное явление как мода - сравнительно частая смена костюма в связи с увлечением какими-то новинками и подражанием им. Форма головки сапога и его носа отражали самые модные веяния в производстве обуви.
В конце XV – начале XVI века в московскую моду вошли длинные узкие носы, распространившиеся по всей Европе из Франции и Бургундии. Однако на русской почве они не особо прижились.
В начале XVI века появляется обувь с загнутым вверх носком подошвы, вшивавшимся в специальный вырез в носочной части головки. Мода на такие носы приходит с востока. Их изображение мы встречаем на одной из гравюр с портретом Великого князя Василия III. 👇Носить подобную обувь могли горожане из разных социальных слоев – сапоги сходного кроя отличались качеством выделки и богатством декора. Для украшения носка и пятки брали металлические гвоздики – железные или из благородных металлов. Круглые отверстия в высоких голенищах сапог могли использоваться для натягивания обуви.
1 минута
28 декабря 2022