Найти тему

Предшествующие обстоятельства

Экипаж состоял из 10 человек — 49-летний командир Наджиб Сулейман Аль-Баруни (англ. Najib Soleiman Al-Barouni), 49-летний второй пилот, 45-летний бортинженер и 4 стюардессы, а также 2 наземных авиатехника и агент авиакомпании UTAGE[5][6][7][8]. Им предстояло на данном самолёте выполнить регулярный рейс GIH141 (совершался 2 раза в неделю) по маршруту КонакриКотонуКуфраБейрутДубай. В Конакри на борт самолёта сели 86 пассажиров, в том числе 3 ребёнка, а в 10:07 UTC рейс 141 вылетел из Конакри. Посадка в аэропорту Котону была выполнена в 12:25[9].
В Котону с рейса 141 сошли 9 пассажиров, а официально в аэропорту на данный рейс были зарегистрированы 63 человека, включая 2 детей. Также 10 человек, включая 1 ребёнка, пересели с рейса из Ломе (Того). Погрузка пассажиров и багажа производилась в большой суматохе, а потому как следует не контролировалась, поэтому самолёт был заполнен. Несмотря на указание агента авиакомпании грузить багаж в заднее отделение, его продолжали также загружать и в основной отсек, который уже был заполнен. Экипаж тем временем начал готовиться к полёту в Куфру, а в баки при этом было залито 14 244 литра (11,4 тонн) авиакеросина. В беседе с представителями UTA второй пилот высказал опасения в перегрузе и потребовал уточнить взлётный вес. Сведений о том, получил ли экипаж обновлённую метеосводку, не сохранилось. На основании имеющихся данных командир принял решение, что при разбеге закрылки должны были быть выпущены на 25°[9].
В 13:47:55 экипаж начал зачитывать контрольную карту перед рулением, что также позволило им успокоиться после суматохи с погрузкой. Стабилизатор был установлен на 6¾ и было решено начинать взлёт после отпуска тормозов при полной мощности. В 13:52:12 рейсу 141 было дано разрешение на руление, управлял самолётом второй пилот. В салоне в это время многие пассажиры перемещались по салону, чтобы подойти к друзьям, и отказывались садиться, на что представитель компании призвал их соблюдать порядок в салоне[9].
К тому времени в Котону стояла сухая жаркая погода, дул слабый морской бриз, температура воздуха составляла 32 °C, видимость не превышала 8 километров, влажность воздуха 75 %, а небо покрывали тонкие перистые и отдельные слоисто-кучевые облака высотой около 450 метров[10].

Катастрофа
В 13:58:01 экипаж получил разрешение на взлёт, а в 13:58:15 отпустил тормоза, и авиалайнер начал разбег по полосе 24 (длина 2400 метров[11]). Авиадиспетчер на вышке заметил, что разбег рейса 141 был больше обычного, но не придал этому значения и перестал за ним наблюдать. В 13:59 скорость достигла 137 узлов (254 км/ч), когда командир сказал о достижении V1 и VR. Второй пилот потянул штурвал на себя, чтобы приподнять нос, но машина продолжала катиться на всех опорах шасси. Командир дважды сказал Rotate (Подъём [передней стойки]), а второй пилот ещё сильнее начал тянуть штурвал. Носовая стойка оторвалась от бетона, и самолёт начал приподнимать нос, но делал это очень медленно. В 13:59:11 (14:59:11 по местному времени) на скорости 155 узлов (287 км/ч) рейс GIH141 выехал за пределы ВПП на грунт и врезался правой плоскостью крыла в здание радиолокатора. От удара плоскость со взрывом оторвалась, после чего авиалайнер, разворачиваясь вправо, выкатился на пляж и врезался в воды Атлантического океана, разрушившись при этом на несколько частей[12].
Услышав грохот, авиадиспетчеры на башне посмотрели в его сторону и увидели скрывающийся в облаке пыли самолёт. Следом позвонил начальник пожарной охраны и доложил, что похоже произошло столкновение самолёта с локатором. Прибыв на место, пожарные нашли в разрушенном здании раненого техника, который там работал, а затем увидели на пляже обломки самолёта. К тому времени к месту катастрофы прибыли первые бригады городской пожарной охраны, скорой помощи, а также Красного Креста. Несколькими минутами позже подъехали и сотрудники полиции[12].
Из находившихся на борту самолёта выжили 22 человека — 5 членов экипажа (КВС, бортинженер, 2 стюардессы и агент авиакомпании UTAGE) и 17 пассажиров; также выжил и находящийся в здании локатора сотрудник.
3 минуты