106 подписчиков

Ожидание Рождества… А чего мы собственно ждем? Почему мы сами себя отделяем от события Рождества каким-то временным периодом? Вопрос непростой, философский. Бог существует вне времени, но в определенный момент и в опреденном месте Он стал человеком, а значит подчинился законам времени и пространства, законам, в рамках которых существует тварный мир. Это событие случилось один раз, но мы к нему постоянно возвращаемся, создавая сами для себя искусственную (в хорошем смысле) ситуацию, разделяя время на «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова». Почему мы (точнее Церковь Христова — это ее установление) так делаем. Думаю, в этом есть и психологический и богословский аспекты.


С психологической точки зрения для нас важно прочувствовать, что значит жить в мире без Христа, что значит жить лишь верой в Бога, надеждой на Него, упованием на то, что Он исполнит то, что когда-то нам обещал — пришествие Спасителя и избавление нас от греха и смерти. Для этого нужен пост, сугубая молитва, напряженная литургическая жизнь. Конечно, нам не нужно отождествлять себя с древними иудеями — это было бы излишним фантазированием, чуждым православной аскетике. Но вот почувствовать свою слабость, свою нищету мы не только можем, но и должны.

С богословской же точки зрения Бог, родившийся 2000 лет назад, должен родиться теперь и в наших душах, должен прийти в наш душевный хлев, а мы должны его встретить сердечной чистотой, душевным порядком и покоем, любовью к Нему и ближнему. Это именно то, чего мы ждем и то, к чему готовимся. Ведь на уборку дома, на приготовление трапезы, на обустройство хозяйства нужно время — его нам и дает Церковь, это время называется Рождественский пост. «Рождество пред тобой, предо мной, пред всеми нами, братья и сестры, — пишет Преподобный Иустин (Попович), — Бог рождается как человек, чтобы мы жили Им, и тем самым наполнили Богом и душу, и тело. А этого удобнее всего достигаем молитвою и постом. Они чистят, очищают и тело, и душу, чтобы в них радостно вселился Чудесный и Пресладкий Богомладенец, Господь Иисус, и исполнил Богом всецелое наше человеческое существо, все его безчисленные безконечности. Ибо для того и сотворены, человек, и твое тело, и твоя душа, чтобы исполниться Богом и жить Богом в горнем Божием мире».
Ожидание Рождества… А чего мы собственно ждем? Почему мы сами себя отделяем от события Рождества каким-то временным периодом? Вопрос непростой, философский.