689 подписчиков
23 декабря в Большом концертном зале «Зарядье» Национальный филармонический оркестр России представит уникальную программу, объединившую в себе редкоисполняемые произведения К. Нильсена и Г. Холста.
Концертная увертюра датского композитора Карла Нильсена «Гелиос» - одна из наиболее известных одночастных симфонических работ автора.
В 1902 году Карл Нильсен отправился в Афины, чтобы находиться ближе к своей супруге, занимавшийся скульптурой - Анне Мари Карл-Нильсен, которая в то время изучала греческое искусство и работала над копиями скульптур и рельефов музея Акрополя. Кроме этого, и сам Карл Нильсен, будучи весьма разносторонним человеком, проявлял большой интерес к археологии и любил вместе с женой прогуливаться по окружавшим город горам в поисках интересных артефактов.
На создание увертюры композитора вдохновил увиденный им в Афинах восход солнца над Эгейским морем - в звучании оркестра и динамике сочинения слушатель явственно услышит, как величественное светило медленно поднимается над водной гладью, озаряет мир во всем своем великолепии, и вновь скрывается за горизонтом.
В заглавии к увертюре Нильсен написал следующие строки:
"Тишина и тьма,
Солнце восходит с радостной хвалебной песнью,
Оно проходит свой золотой путь
и тихо погружается в море".
Симфоническая сюита «Планеты» английского композитора Густава Холста - уникальная попытка музыкальными средствами изобразить «неповторимый характер» каждой из планет солнечной системы. Идею создания столь нестандартного сочинения Холсту предложить английский драматург Клиффорд Бакс, который и познакомил композитора с астрологией.
Именно в первом десятилетии двадцатого столетия большую популярность получило неоднозначное и скорее даже мистическое направление исследований - астрология, как объект влияния на мысли, чувства и действия человека. Особый интерес это течение вызывало в творческих кругах, среди художников, музыкантов и литераторов.
Каждой из семи частей своей сюиты Густав Холст дал название, раскрывающее мистические черты, характеризующие каждое из светил. Примечательно, что порядок частей не соответствует реальному расположению планет в солнечной системе, отражая символическое значение каждой из них. Кроме этого, в «планетарной» структуре музыкального цикла отсутствуют Земля, Луна и Солнце. Смысловым центром сюиты стала четвертая часть - «Юпитер, приносящий радость», вокруг которой зеркально расположились планеты, символизирующие собой противоположные проявления человеческого характера. Так, к примеру, мятежный «Марс, вестник войны» становится противоположностью отстраненной части под названием «Нептун, мистик», а подвижный «Меркурий, крылатый посланник» - оппозицией «Сатурна, вестника старости».
Любопытным фактом явилось и то, что через шестнадцать лет после завершения сюиты - в 1930-м году - когда ученые открыли девятую планету Солнечной системы - Плутон, Холст задумал создать восьмую часть цикла, впрочем, скоро отказавшись от этой затеи ввиду того, что небывалая популярность сочинения и так уже вовсю отвлекала слушателей от других его произведений. Замысел в 2000 году все же реализовал музыковед и композитор Колин Мэтьюз, создав часть «Плутон, обновитель». Однако, всего через шесть лет, Плутон был исключен из солнечной системы, сделав неактуальной восьмую часть сочинения и логично вернув сюиту к первоначальному варианту.
Билеты доступны на официальном сайте концертного зала «Зарядье» по ссылке: https://listim.com/wl/101/api?gclid=1404449415#/place/438530
2 минуты
19 декабря 2022