110 подписчиков
#Москва горела на протяжении всей своей истории. Зачастую огонь охватывал целые районы, которые приходилось отстраивать заново. И к сожалению, в пожарах погибали архивы, документы и другие важные исторические источники.
Московский архив Коллегии иностранных дел, который расположился на Хохловке с 1770-х годов, всерьез был обеспокоен тем, как сохранить документы от огня. Этим вопросом занялись задолго до пожара 1812 года.
Вот что пишет С.А.Белокуров: «Темные подвалы нижнего его здания этажа, узкие окна, стены чрезмерной толщины и низкие своды верхнего жилья показывают, что оно было жилищем одного из древних бояр, которые во время Петра Великого держались еще обычаев старины. Для хранения древних хартий, копий с договорами, ничего нельзя было приискать безопаснее и приличнее сего старинного каменного шкафа с железными дверьми, ставнями и кровлей».
Но толстых стен было недостаточно: для защиты архива здание основательно подготовили, о чем можно судить по описи 1809 года. В ставнях парадного крыльца стояли железные створчатые двери на петлях с задвижкой, в сенях — также железные створчатые двери. «Железные двери вообще в архиве были часты» — пишет С.А.Белокуров. Во всех библиотечных комнатах с улицы вверху и на дворе при окошках было 18 решеток и 20 железных ставней. Во всех нижних архивных палатах как с улицы, так и со двора стояли 22 железные решетки со ставнями и 12 проволочных. Над чердаком вверху с улицы тоже установили железную решетку, а деревянные полы заменили чугунными. Внизу хранилась большая пожарная труба с рукавом и 22 пожарными ведрами.
Как удалось архиву пережить большой пожар 1812 года? Жители начали покидать Москву, когда французы заняли Смоленск. Граф Ростопчин 14 августа собственноручно написал послание в архив с указанием перевезти документы в безопасное место. Уже 23 августа часть архива вывезли из города. Спустя три дня, в день Бородинского сражения, 120 подводов с документами были в 100 верстах от Москвы, в городе Покров Владимирской губернии. На следующий день архив прибыл во Владимир, а спустя еще несколько дней — в Нижний Новгород.
В это время в московском здании оставались служители архива, которые стали свидетелями пожара. Сгорел флигель архива, но большой корпус уцелел. Мародеры сломали замки и задвижки, перебили стекла, разорвали часть оставшихся документов и изуродовали иконы архива. Эвакуированные документы удалось вернуть на Хохловку только 25 января 1813 года.
Московский архив Коллегии иностранных дел оставался в Хохловском переулке до 1874 года, после чего был переведен в новое помещение. Палаты Украинцева переходят сначала в распоряжение Московской консерватории, а позже — Петра Ивановича Юргенсона.
© Василина Лукошкина
2 минуты
20 ноября 2022