Теоретико-методические основы начального обучения в подготовке футбольного резерва.
Необходимым условием экономического и социального развития страны является высокий уровень здоровья нации, достижение которого связано с распространением физической культуры и спорта среди населения и, особенно среди детей и подростков.
В воспитании подрастающего поколения занятия футболом являются средством развития и способом передачи основ здорового образа жизни. Это направление в учреждениях образования является перспективным потому, что футбол - это доступный и массовый вид спорта. Кроме того, в различных учебно-спортивных учреждениях проводится целенаправленное обучение и совершенствование подготовки юных футболистов на профессиональной основе. Каждый год любительские и профессиональные команды пополняются воспитанниками различных футбольных клубов и школ. Однако, несмотря на популярность игры, работу многочисленных учебно-спортивных учреждений и профессиональных клубов, качественная подготовленность всё ещё недостаточна.
Футбол перешел от интенсивного пути развития к экстенсивному. Его дальнейшее развитие предъявляет более высокие требования к уровню подготовленности спортсменов.
Повышение уровня мастерства футболистов находится в прямой зависимости от методически обоснованного планирования и реализации главных задач в детском и юношеском футболе. В старшем возрасте и в командах мастеров сложнее исправлять недостатки в технико-тактической подготовленности игроков, поэтому, чем эффективнее процесс обучения детей, подростков и юношей, тем вероятнее достижение высоких результатов.
Футбол - игра со сложной техникой движений и действий. Одной из важных задач игрока является умение обращаться с мячом ногами, в то время как большинство жизненно-бытовых действий выполняется руками. Этим и объясняется сложность обучения элементам футбола.
В процессе освоения технико-тактических действий юный футболист должен решать двигательные задачи преимущественно в игровых условиях, в сопряжении с развитием ориентировки, физических качеств и в условиях взаимодействия с партнерами и противодействия сопернику.
Первоочередными задачами на этапе начальной подготовки являются формирование устойчивой мотивации к занятиям футболом, обучение подвижным играм и основным технико-тактическим приемам, достижение положительной динамики показателей физического развития и физических качеств детей. Поэтому в учебно-тренировочном процессе весьма важна постановка конкретных задач обучения: умение играть в различные подвижные и спортивные игры; овладение основными техническими приемами футбола (ведение и передачи мяча, удар в ворота и др.); формирование основных физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, скоростно-силовые, гибкость и др.); развитие психических свойств и процессов личности (трудолюбие, внимание, память, реакции на летящий мяч, на действия соперников и партнеров); теоретическая подготовка (создание представления у детей об игре в футбол, об учебно-тренировочном процессе, о волевых качествах и др.).
В работе с юными футболистами групп начальной подготовки следует неуклонно и систематически применять доступные средства игрового содержания, использовать индивидуальный подход и, что особенно важно, объективно оценивать достижения занимающихся.
На этом этапе исключается периодизация учебно-тренировочного процесса, а занятия проводятся как единый подготовительный период без специальной подготовки к соревновательным играм (продолжение учебного процесса).
При обучении основам технико-тактических действий необходимо руководствоваться методикой последовательного их формирования. Прежде всего, это ознакомление юных футболистов с приёмами игры, их разучивание и начальное совершенствование при использовании методических принципов «от главного - к второстепенному», «от простого - к сложному», «от известного - к неизвестному» и игровых соревновательных упражнений.
3 минуты
3 ноября 2022