59,7 тыс подписчиков
Эпидемия оспы в Российской империи не отличала знать от простолюдинов, одинаково успешно поражая и тех, и этих. Так, в 1730 году от оспы умер последний потомок Петра Великого по мужской линии, 14-летний император Петр II.
Боялась оспу и Екатерина II. Незадолго до свадьбы эту болезнь перенес ее жених царь Петр Федорович и потом до конца дней страдальчески смотрел в зеркало на свое изуродованное лицо.
Да, императрица оспу боялась, но это не мешало ей, как она писала в письмах прусскому королю Фридриху II, «изучать предмет». А изучив, она решила привиться от болезни. Метод в те годы был один – здоровому человеку через разрезы на руке протягивали нитки или ткань, смоченную в содержимом оспенных пузырьков больного.
И вот 12 октября 1768 года императрица Екатерина II первой в России сделала себе, а затем наследнику, 14-летнему Павлу Петровичу, прививку от страшной болезни. Оспенный материал взяли от заболевшего 6-летнего кадета Саши Маркова. Операция происходила тайно – ночью мальчика, закутанного в одеяло, привезли во дворец, потом потайным ходом провели в покои императрицы и «с руки на руку» перенесли зараженную лимфу.
Пять дней после этого Екатерина чувствовала себя хорошо, а на шестой ощутила недомогание. Делавший прививку английский медик Томас Димсдейл изолировал государыню, а потом скрупулезно фиксировал все этапы болезни: жар, потеря аппетита, жжение в горле, головная боль… И наконец, 29 октября Екатерина выздоровела.
Поправился и отрок Саша Марков, которому вместе с его семейством был пожалован дворянский титул, фамильный герб, денежное вознаграждение и новая фамилия – Оспенный.
После этого российская пропаганда заработала на полную мощь – для народа было напечатано сотни лубочных картинок, объясняющих пользу прививки.
1 минута
12 октября 2022
459 читали