7K подписчиков

Дон Дэвис и «Матрица». В этот день, 4 февраля…

…в 1957 году родился американский композитор, дирижер и аранжировщик «Дон» Дэвис (полное имя – Данальд Ромейн Дэвис). С раннего возраста Дэвис начал заниматься музыкой: в 9 лет он уже начал играть на фортепиано и трубе, а в 12 – писать первые музыкальные произведения. Получив университетское образование и навыки аранжировщика у лучших композиторов, Дон начал самостоятельную карьеру. Ну а мировую известность Дэвис получил после создания саундтрека к кинотрилогии (тогда еще) братьев Вачовски «Матрица». Музыка к фильму получилась запоминающейся и сильно отличалась от подобных работ того времени.
Успех «Матрицы», вобравшей в себя элементы научной фантастики, боевика, кибер-панка, вестерна, а также философских и религиозных тем, был бы невозможен без саундтрека Дэвиса. Композитор гармонично объединил различные музыкальные направления и добился современного и до сих пор не устаревшего звучания. «Шквал волторн, пышные струнные, фортепиано, перкуссия – усиливали пьянящие концепции и головокружительные действия, которые Вачовски предлагали зрителям», - такой восторженный отзыв дал фильму один из критиков.
Создание саундтрека к первой части фильма началось в 1998 году спустя 3 месяца после окончания съемок. Создание Дэвисом тестовой версии музыкального сопровождения происходило практически в авральном режиме – всего за месяц. После предварительного просмотра композитор потратил еще более месяца на запись оркестровых партий и хора. Позже Дон вспоминал: «Это было очень долгое и напряженное производство, но творческий процесс, безусловно, доставлял удовольствие. В фильме много игр с числами и словами, и он также очень загадочный. Это одна из главных причин, почему мне так хотелось работать над ним».
При создании партитуры Дэвис использовал такие приемы как минимализм (неспешное повторяющееся развитие музыкального ряда, гипнотическая музыка, воспринимаемая на подсознательном уровне) с включением резких драматических нот, использование лейтмотивов (музыка, вызывающая ассоциации с героями или действиями, происходящими на экране), пирамиды (нарастающий повторяющиеся музыкальный ряд, использующийся, как правило, в боевых сценах), алеаторика (случайная последовательность при исполнении музыки, придающая элементы хаоса).
Ключевую концепцию «Матрицы» - отражение, Дэвис использовал в виде полиаккродов и полиритмов (например, звучащие в миноре ноты олицетворяли темные силы, а в мажоре – светлые.) Дэвис: «Я не осознавал какую важную роль у братьев Вачовски играли отражения. Почти в каждой сцене, прямо или косвенно, присутствуют элементы отражения…Почти всякий раз, когда на экране появляется Лоренс Фишборн, мы видим в его очках отражение Нео…Мне кажется я подхватил эту идею и развил ее. Я использовал принцип отражения в оркестре.»
И саундтрек к «Матрице» у Дона Дэвиса получился поистине замечательным!