Статьи
1 прочтение · 2 часа назад
#Вэтотдень родился художник Олег Целков. «Я жил в Тушине, в заводском районе, — вспоминал художник, — И не видел никаких картин, кроме как репродукций из журнала "Огонек". Но мой папа, работавший инженером на заводе, поощрял мою любовь к рисованию, потому что с детства сам мечтал быть художником. Поэтому у меня всегда были краски, бумага, альбомчики, и я с его подачи даже ходил по городу Тушино и акварелью рисовал какие-то пейзажи, довольно плохие... Однажды я поехал в пионерский лагерь, где нашел пару фанерок, распилил и сделал на них свои первые этюды. Передо мной стояла изба, синее небо, зеленая лужайка. Но у меня так красиво, как у художника, не получалось, выходила скучная и серая вещь. И тогда я почему-то отвернулся спиной и стал синее небо делать сией-синей краской, а бревна — серой-серой. И тогда я понял, что не надо смотреть, какой там оттенок зеленого, надо траву делать очень зеленой, а облака очень белыми. И этот примитивный взгляд у меня остался на всю жизнь».   🖼 Олег Целков. Два натюрморта. 1958 #коллекцияaz Олег Целков на фоне своей работы «Тайная вечеря» (1973) Фото: Игорь Пальмин Источник: Архив музея современного искусства «Гараж»
3 прочтения · 1 день назад
#Вэтотдень родился художник Петр Беленок. Закончив Киевский государственный художественный институт, поначалу он стал успешным скульптором-монументалистом, работавшим над памятниками «вождям и героям». Беленку не было еще и тридцати лет, когда у него появилась своя мастерская в городе Ровно и штат из нескольких помощников. Однако, в 1967 году он неожиданно для многих отказался от успешной карьеры официального скульптора, обещавшей все, но отнимавшей самое главное — творческую свободу, и переехал в Москву. Вместо просторной мастерской его ждал сырой подвал на Абельмановской, у метро «Пролетарская», и скудные заказы от художественного комбината. Именно в этой нищете и неустроенности Петр Беленок начал работать над своим «паническим реализмом». Чтобы иметь средства к существованию, Беленку пришлось вернуться к тому, от чего он бежал. Вспоминает Анатолий Брусиловский: «Для заработка он ваял “Ильичей”, а для души писал абстракции с включением коллажа — несущиеся в вихре фигурки людей, то ли гибнущие в шквале стихий, то ли спасающиеся бегством. Экспрессивные черно-белые абстракции вызывали сильное ощущение конца света… В подвальной мастерской (очевидно, бывшей котельной) стояли грузные, еще недоделанные идолы “Лениных” — источник заработка, средств для существования для семьи. Среди них — контрастом — Петины почти монохромные большие работы. Он нашел свою запоминающуюся манеру и тему, психологически очень созвучную тогдашнему нашему настроению. Я предложил Пете назвать свое направление — катастрофизмом…». 🖼 Петр Беленок. Сцена. 1979 #коллекцияaz
7 прочтений · 2 дня назад
#Вэтотдень родился художник и поэт Евгений Кропивницкий. Во второй половине ХХ века вокруг его семьи — жены Ольги Потаповой и детей, Льва и Валентины Кропивницких, сложилась знаменитая «Лианозовская группа». Евгений Леонидович Кропивницкий рос в семье железнодорожного чиновника. В ней с давних пор существовала стойкая литературно-художественная традиция. Один из родственников — Марко Кропивницкий, — был известным драматургом и актером. Отец писал и печатал в периодике рассказы и повести, мать сочиняла детские стихи. В 1920-е и 1930-е годы их печатали журналы «Мурзилка», «Зорька», «Искорка». Сын тоже решил выбрать творческую стезю, поступив в 1904 году в Императорское Строгановское училище и окончив его со званием «ученый рисовальщик». В 1923 году Евгений Леонидович начинал работать руководителем изостудии в Лесной школе им. В.В. Воровского, преподавать в домах пионеров. Тогда же начинается его участие в выставках совместно с Александром Тышлером, Робертом Фальком, Павлом Кузнецовым, художниками группы «Бубновый валет». Его сын, Лев Кропивницкий писал: «Стихи, а чуть позже и музыку Евгений Леонидович начал писать с ранней юности. Сохранились отпечатанные ноты романса ’’Снова весна” — стихи и музыка Кропивницкого. Всегда стесненный убогими жилищными условиями, отец не смог сохранить свои, как сейчас помню, огромные кубистические и экспрессионистские холсты. Зато сохранилось более тысячи стихов, не занимавших много места». 🖼 Евгений Кропивницкий. Девушка с бусами. 1958 #коллекцияaz 📷 Евгений Кропивницкий с женой Ольгой Потаповой, завтрак, поселок Долгопрудный, 1968
4 прочтения · 3 дня назад
Концерт #4 / «Числовой сюжет» Приглашаем вас на следующий концерт нашего цикла, посвященный одному из самых ярких неформальных пересечений композиторов и художников-нонконформистов — использованию числового сюжета и математических принципов композиции, которые наполняются разнообразными символическими фигурами и знаковыми системами. • Художники концерта: Михаил Чернышов и Франциско Инфанте • Программа концерта: Николай Каретников (1930–1994) Соната для скрипки и фортепиано, op. 16 (1961). Редакция партии скрипки Олега Кагана Иван Вышнеградский (1893–1979) Étude sur le Carré magique sonore (Этюд на тему магического квадрата), op. 40 (1957/1970). Транскрипция для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано Питер Максвелл Дэйвис (1934–2016) «Ноктюрн» для альтовой флейты, op. 84 (1979) Карлхайнц Штокхаузен (1928–2007) Klavierstück IX (Пьеса для фортепиано № 9) (1954–1961) Антон фон Веберн (1883–1945) «Вариации» для фортепиано, op. 27 (1935–1936). Транскрипция для флейты, скрипки, виолончели и фортепиано София Губайдулина (р. 1931) «Танцовщик на канате» для скрипки и фортепиано (1993) Исполнители — Московский ансамбль современной музыки / МАСМ 🗓 17 июля / среда / 19:30 Билеты #неочевидныепересечения
3 прочтения · 3 дня назад
🎥 20 июля состоится показ второй программы мультипликационных фильмов, музыку к которым написала София Губайдуллина. На этот раз зрители смогут увидеть все работы композитора на студии «Союзмультфильм» от излёта оттепели до начала перестройки. В этих анимационных фильмах раскрывается многообразие, глубина и яркость музыкальных приемов, используемых Губайдуллиной. Разные по жанрам, техникам и адресной аудитории фильмы, собранные в этой программе, интересны еще и как примеры адаптации средствами анимации классических произведений таких разных писателей как Федерико Гарсиа Лорка («Балаган» по мотивам пьес «Любовь Дона Перлимплина», «Чудесная башмачница», «Балаганчик Дона Кристобаля») и Редьярд Киплинг («Кошка, которая гуляла сама по себе»). Мультфильмы представит историк анимации Георгий Бородин 20 июля / суббота / 15:00 Билеты #azartmoscow #афишамосква
6 прочтений · 3 дня назад
#Вэтотдень родился скульптор, художник, переводчик и актер Владимир Лемпорт. Он был участником легендарного объединения ЛеСС (Лемпорт, Сидур, Силис). Николай Силис вспоминал о своем друге: «Я не перестаю удивляться его способности мгновенно запечатлевать то, что попадало в сферу его внимания. Какой-то неведомый чудовищный усилитель сидел в его мозгу. Спустя час или день после общения с человеком он мгновенно воспроизводил портрет человека, фигуру или целую группу. То, что выходило из-под его рук, было гораздо больше, нежели простое сходство. Какая-то полузапретная сущность проглядывала в произведении. Может быть, поэтому многие наши друзья, увековеченные таким образом в глине, надолго исчезали из поля нашего общения. Я в шутку иногда просил Лемпорта: "Володя! Не лепи портрет с него. Пусть он надолго останется нашим другом". Темперамент Лемпорта всегда опережал его возможности. Любое увлечение превращалось в неистовый маниакальный синдром. Он заболевал увлечением. Так, на одном дыхании он выучил французский язык. Однажды он "заболел" гитарой. Преодолев последствия ранения левой руки, освоил почти профессионально исполнение классических пьес на этом инструменте. И меня приобщил к этому нелегкому занятию. Мы в две гитары играли переложение "Лунной сонаты" Бетховена и экосез Шуберта. Затем им овладела страсть к переводам, в основном, песенного жанра. В репертуаре его застольных концертов появились песни Жоржа Брассанса, Бреля, Виньона, а потом "замахнулся" на спиричуэллы Гарри Белофонте и Луи Армстронга. А незадолго до болезни совершил чудовищный шаг в этой области — перевел с итальянского полностью "Божественную комедию" Данте. Энергия, генерируемая Лемпортом, сохранилась в его работах: скульптурах, рисунках и записях, которые остались после его кончины. В этом — залог его бессмертия». 📷 Владимир Лемпорт и Николай Силис. Владимир Лемпорт в фильме «Бегущая по волнам». 1967
5 прочтений · 4 дня назад
🎥 16 июля пройдет показ фильма Геннадия Полоки «Интервенция» Фильм был снят в 1968 году в жанре «представления-буфф», стилизованного под театральные постановки 1920-х годов. Кинокартина не понравилась партийному начальству, съемочная группа даже написала письмо Леониду Брежневу, но ответа не последовало, кинолента была положена «на полку» и вышла только в 1987 году. Творческий союз Геннадия Полоки и композитора Сергея Слонимского сложился еще в процессе работы над картиной «Республика ШКИД». В «Интервенции» сочетание режиссерской постановочной концепции, восходящей к традициям советского авангардного театра, оригинальной музыки Слонимского и великолепного актерского состава сделало фильм подлинным и широко признанным шедевром советского кинематографа. Фильм представляют Ольга Полока и киновед Артем Сопин 16 июля / вторник / 19:30 Билеты: https://museum-az.com/tickets/#/buy/event/884/2024-07-16/19:30:00 #azartmoscow
7 прочтений · 5 дней назад
Наша новая музыкальная неделя открывается концертом «Конкреции и серии». В программе — произведения Николая Каретникова, которые кураторы предлагают сопоставить с графическими сериями Евгения Михнова-Войтенко. В конце 1950-х годов Николай Каретников одним из первых в послевоенной отечественной музыке начал использовать додекафонию шёнберговского типа — математический метод двенадцатитоновой композиции, где ни один звук не повторяется, пока не будут использованы одиннадцать предыдущих. Этот принцип оставался для Каретникова краеугольным, автор оставался верен этой «игре в бисер» до конца своих дней, а «классическая» серийная додекафония становилась эстетическим камертоном, единственно возможным методом композиции. Для Михнова-Войтенко также важнейшим принципом становится «серийность» — нитроэмали, туши, «тюбики» создавались сериями. В каждом цикле художник настойчиво повторял схожие мотивы, добиваясь того, что Сезанн называл «реализацией своих ощущений». В течение всей недели, вплоть до следующего концерта 17 июля, в AZ/ART можно увидеть работы Евгения Михнова-Войтенко, а музыка Николая Каретникова будет звучать в пространстве музыкального зала. 🖼 Евгений Михнов-Войтенко. Композиция. 1978 #коллекцияaz
7 прочтений · 6 дней назад
#звереввжизни Одной из страстей Анатолия Зверева был шахматный клуб в парке Сокольники. Там он был завсегдатаем, но шахматы не любил, предпочитая шашки. Его партнеры уверяли — игрок он был блестящий, казалось, его было невозможно обыграть. Он был знатоком теории игры, рассуждал о выдающихся мастерах шашек, был в курсе шашечных событий. В шутку и всерьез он написал несколько десятков трактатов о шашках: «Ты видишь, как бледнеет твой противник, и как бледнеешь ты сам — так как вы оба влюблены в игру». Очевидно, что шашки увлекали Зверева стремительностью и динамикой развития позиций — очень зверевская черта. 🖼 Анатолий Зверев Два ослика на шахматной доске. 1981 Трактат о шашках. 1966 #коллекцияaz
6 прочтений · 7 дней назад
#потусторонуабстракции Художник Константин Янов стал «неофициальным» задолго до утверждения этого термина в искусстве второй половины ХХ века. В 15 лет он поступил в Академию художеств (в то время — ВХУТЕМАС/ВХУТЕИН). Янов был не только самым молодым студентом, но и одним из лучших — так отзывались о нем его сокурсники художники Анатолий Каплан и Александр Траугот. Он прекрасно владел академическими приемами, но тянуло его совсем в иную область — сюрреализма. В работах художника отчетливо видна линия, идущая от романтизма к символизму эпохи модерна — фантастические сюжеты, мистические бесплотные образы. В картине «Борьба с драконом» сплетаются миф, сказка и сновидение, напряжение сражения и, одновременно, его потусторонний холод. Ирреальность художник подчеркивает всеми оттенками ненасыщенного зеленого цвета, проступающего то тусклой синевой, то блеклой желтизной.  «Папа брал сюжеты для своих работ из снов, — рассказывает дочь художника Елена Янова, — Главной его задачей было зафиксировать свои видения». 🖼 Константин Янов. Борьба с драконом. 1970 #коллекцияaz
9 прочтений · 1 неделю назад
9 июля пройдет показ фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») Это один из главных фильмов оттепели и настоящий музыкальный артефакт эпохи. Вместе с героями на экран ворвались звуки самой жизни — шум дождя, клаксоны машин, танцевальная музыка, стук женских каблуков по мостовой и гомон вечеринок, радиоэфиры и людское многоголосие. Марлен Хуциев и композитор Николай Сидельников создали настоящую звуковую партитуру, где тишина возникает лишь в сценах, где речь идет о сокровенных переживаниях персонажей. И, конечно, «Застава Ильича» стала фильмом, который можно не только смотреть, но и слушать — прислушиваться к жизни времени и к одиноким голосам его обитателей. 💬 Фильм представят Генриетта Перьян — фотограф, и Артем Сопин — историк кино, киновед 🗓 9 июля / вторник / 19:30 Билеты: https://museum-az.com/tickets/#/buy/event/880/2024-07-09/19:30:00 #azartmoscow
9 прочтений · 1 неделю назад
#звереввжизни Московский парк Сокольники был для Анатолия Зверева настоящим домом. Там он проводил свое время, там стал художником. Его младший современник художник Адольф Демко вспоминал о сокольнических художественных «штудиях»: «Со Зверевым я познакомился в Доме пионеров Сокольнического района еще мальчишкой. Это было в начале 1950-х годов. Кружок рисования в Доме пионеров возглавлял выдающийся педагог Владимир Акимович Рожков... Жил Толя рядом с Домом пионеров, через улицу напротив. Как оказалось, одновременно он ходил и в другие кружки рисования — и в клуб Русакова, и в кружок парка “Сокольники“, и в Измайловский Дом пионеров...  Толик часто оформлял Дом пионеров к Новому году, писал роскошных Дедов Морозов, новогодние панно с ночными пейзажами, волками, зайцами, лунным светом, тройками, пользуясь веником, щетками, разбрызгивая гуашь, разливая ее ведрами воды. Это были изумительно эффектные вещи. Работали все в кружке исключительно много. У Толика же были просто горы рисунков, акварелей, этюдов маслом. Все часто ходили на этюды в Сокольники, благо парк находился рядом, ездили в Абрамцево, ходили в зоопарк. Любимым местом была Яуза, река, которая протекала в Сокольниках в окружении деревянных домов, огородов, заводов — в общем, типичная городская окраина».
Видео
Ролики