Статьи
18 минут назад
Святая блаженная и равноапостольная Ольга, княгиня Российская, во святом Крещении Елена, Ольга Богомудрая — так величают ее богослужебные книги. Какой она была? Древних икон сохранилось немного — да и не должна икона отражать портретное сходство, она о Небесной реальности. А на картинах художников с XIXвека (и поздних «живописных» иконных изображениях) она предстает в обличиях совершенно разных человеческих типов. То нежная задумчивая дева, то немолодая женщина, обремененная заботами, то гордая царственная особа с надменным взором, а порой и вовсе со свирепыми молниями из очей.. Об Ольге думали, ею вдохновлялись, ее изображали — такой, какую ее видели. «Каждый пишет, как он слышит». Продолжение читайте на портале «Азбука веры»
21 прочтение · 13 часов назад
Прошло уже больше четверти столетия с начала второго тысячелетия христианской истории Руси-России (традиционный 988 год), неразрывно связанной с именами двух равноапостольных рюриковичей, Ольги и Владимира, бабушки и внука (их церковная память – 11/24 и 15/28 июля). Они определили судьбу молодой Руси, навсегда связав её с утончённой европейской христианской цивилизацией, и потому принадлежат не только национальной, но и мировой истории. Читайте очерк «Мудрейшая из русских жен» на портале «Азбука веры»
37 прочтений · 2 дня назад
Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном – они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин.19,23-24; Пс.21,19). По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией – Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. «ЖМП», 1977, № 9, С. 53). Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачица (известны также части Ризы Господней в Западной Европе – в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Продолжение читайте на портале «Азбука веры»
25 прочтений · 2 дня назад
Пролайферы – люди, отстаивающие права нерождённых детей, выступающие за легализацию жизни. В мире множество пролайф-организаций, защищающих жизнь ребёнка с момента зачатия. Деятельность пролайфера благородна, а вступить в такую организацию считается поступком человека, не равнодушного к общественной жизни. Любой человек имеет право быть рождённым. Этой статьёй мы продолжаем цикл бесед с Дмитрием Барановым, участником Пролайф- движения в Америке. Читайте интервью с Дмитрием Барановым на портале «Азбука веры»
38 прочтений · 3 дня назад
Православное издательство «Сибирская Благозвонница» выпускает пятитомное собрание трудов известного современного православного ученого-патролога, доктора церковной истории, профессора Московской Духовной Академии Алексея Ивановича Сидорова. Первые два тома выходят под общим названием «Святоотеческое наследие и церковные древности». В первый том «Святые отцы в истории Православной Церкви (Работы общего характера)» вошли статьи, в которых подробно исследуется исторический путь православного богословия I—VI веков на материале святоотеческих творений, раскрывается святоотеческое отношение к наследию античной философии, рассматривается суть Таинства покаяния на материале церковной письменности, а также древнецерковная экзегеза и тема соборности. В статье «Размышление о судьбе православной патрологии» автор констатирует обязательность сугубо церковного подхода к изучению святоотеческих творений. Данные работы написаны прекрасным и понятным для широкого круга читателей научным языком. Редакция надеется, что предлагаемые вниманию книги вызовут благодарный и живой интерес у самых разных представителей церковной читающей публики — от преподавателей и учащихся духовных и богословских учебных заведений до просто людей, интересующихся богословской наукой. Читайте многотомник «Святоотеческое наследие и церковные древности» на портале «Азбука веры»
27 прочтений · 3 дня назад
Один из авторов «Азбуки веры», редактор и писатель — о православной литературе: как писать для новоначальных и детей, чтобы эти книги читали? — Елена, с чего начался ваш путь в сфере православной литературы? — Он начался с того времени, когда православная литература в нашей стране наконец была «разрешена» — стала возможна для издания. Это произошло на рубеже 80-х — 90-х гг. прошлого века. Не все тридцати- и даже сорокалетние сейчас понимают, что до 1000-летия Крещения Руси, отмечавшегося в 1988 году, даже к дореволюционной религиозной литературе был очень ограниченный доступ в библиотеках. Всё наше православное чтение было — самиздат (машинопись и подпольные ксерокопии старых книг, выполненные на рыхлой серой бумаге) и «тамиздат», за который, при его обнаружении, можно было получить очень серьезные неприятности. И вдруг стало можно! И предприимчивые издатели стали печатать разнообразное философское и религиозное наследие, в основном репринтами. Я по образованию филолог и по профессии редактор, и я была уже верующим и жадно воцерковляющимся человеком. Душа просила служить делу православной словесности. Я уволилась «в никуда» из издательства «Русский язык», надеясь заниматься тем, в чем вижу подлинный смысл. У меня было двое детей-школьников, и меня особенно волновало отсутствие детского православного чтения. Продолжение читайте на портале «Азбука веры» 
38 прочтений · 3 дня назад
Среди десятков, если не сотен Богородичных икон, явленных по всему миру, Казанская – одна из самых любимых и почитаемых. Ею благословляют на брак и с ней провожают в последний путь, молятся о чадах, просят о выздоровлении и спасении. Вряд ли найдешь храм, в котором не было бы Казанского образа. И вспомнишь столетия русской истории, не осененного чудесной помощью Божией Матери по горячей молитве у него. Глубже и шире любых эпох «Такого образа не было еще на Руси», – не помню, где прочла я много лет назад эти строки, но запомнила их надолго. Действительно, это образ явленный именно в Отечестве нашем, в том месте и в тот момент, когда было трудно. Изображение относится к иконографическому типу «Одигитрия» – «Путеводительница», о чем много раз слышим мы в каноне Казанской иконе Богородицы. Но в отличие от других икон этого типа, Матерь Божия изображена оплечно, руки, которой Она указывает на Своего Сна, как на Путь, Истину и Жизнь, нет. Оттого, может быть, так выразителен лик, особенно глаза. Продолжение читайте на портале «Азбука веры»
31 прочтение · 4 дня назад
В книге публикуются воспоминания архимандрита Русской Православной Церкви Заграницей Алексия (Черная; 1899-1985) о своей жизни и церковном служении, протекавшем на разных континентах, от Литвы до Южной Африки, от Германии до Калифорнии. Книга представляет собой уникальный материал по малоизученной теме жизни в Прибалтике в послереволюционные и военные годы, а также о положении Православной Церкви в послевоенной Германии, Соединенных Штатах и Южной Африке. Читайте книгу «Жизненный путь русского священника…» на портале «Азбука веры» 
35 прочтений · 5 дней назад
Наставления о жизни во Христе, извлеченные из слов его в жизнеописании св. Афанасия, из его 20 посланий и 20 слов: 1. Да будет общею всем такая преимущественно забота, чтоб, начавши, не ослабевать и не унывать в трудах, и не говорить: – долго уже времени пребываем мы в подвиге; но лучше, как бы начиная каждый день, будем приумножать ревность свою. Целая жизнь человеческая весьма коротка в сравнении с будущими веками, и все наше – ничто пред жизнью вечною, так что, тогда как в мире всякая вещь продается по стоимости, и всякий выменивает равное на равное, – обетование жизни вечной покупается за малость некую. Ибо написано: «дние лет наших в них же седмьдесят лет, аще же в силах осмьдесят лет и множае их труд и болезнь» (Пс.89:10). Итак, если и все восемьдесят, или даже сто лет пребудем мы в подвиге, то не равное ста годам время будем царствовать, но вместо ста лет, будем царствовать во веки веков; притом, подвизавшись на земле, наследие получить не на земле, но на небесах имеем мы обетование; и еще – сложив тело тленным, – мы воспримем его нетленным. Не будем же унывать, и не будем думать, будто долго пребыли мы (в подвиге), или сделали что великое; «ибо недостойны страсти нынешняго времене, к хотящей славе явитися в нас» (Рим.8:18). Продолжение читайте на портале «Азбука веры»
25 прочтений · 5 дней назад
Сегодня Церковь прославляет собор Радонежских святых. Их почти восемьдесят, среди них — великие князья, бояре, воины, митрополиты, игумены, иконописцы, писатели, покорители новых земель. Люди, изменившие судьбу нашего Отечества, спасшие его в судьбоносные минуты, давшие ему прекрасную культуру и — самое главное, — утвердившие за ним право называться Святой Русью. Порой может показаться, что для христианина совершенно необязательно быть патриотом, что вообще политика — дело, к вере не имеющее ни малейшего отношения и никак ею не регламентированное. Однако это совсем не так: «Тот, кто не любит Отечество земное, неблагонадежен для Отечества Небесного», говорил святитель Филарет Московский. Государство, даже не христианское, но поддерживающее общество в относительном порядке, еще в древней Церкви воспринималось как великое благо; именно как указание на Римскую империю, государство, в котором жили почти все христиане того времени, толковали многие святые отцы таинственное слово апостола Павла об удерживающем (2 Фес. 2:7). Тем более христианская Византия, а затем — наша православная Русь воспринимались Церковью и ее чадами как святыня, как великое счастье, дарованное нам Богом. И жития Радонежских святых тому яркий пример. Продолжение читайте на портале «Азбука веры»
16 прочтений · 6 дней назад
Кроссворд «Медицина в Библии»
50 прочтений · 6 дней назад
Твердая вера, что жизнь не кончается смертью, позволила ей всецело посвятить себя одной цели — благотворительности, служению Богу и ближним. Жизнь первая. Элла, принцесса Гессенская Элла — принцесса Гессен-Дармштадтская Елизавета-Александра, вторая дочь Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории, родилась 1 ноября 1864 года. «В доме меня научили всему», — говорила она позже. Это не столько о музыке, языках, истории, литературе, живописи, манерах, — необходимом багаже девушки из династического дома. В прекрасных протестантских традициях мать, великая герцогиня Алиса, учила дочерей выполнять всю домашнюю работу — убирать свои комнаты, застилать постели, топить камин и самостоятельно одеваться, лишь в крайних случаях прибегая к помощи горничных (полтора века назад утренний туалет девушки-аристократки был очень непростой процедурой). Но мать учила дочек и еще более важному, чему, увы, так редко учат в семьях: деятельной благотворительности. Посещая больницы, приюты, богадельни, семьи бедняков, она брала с собой подрастающих детей. Благодаря матери Элла соприкасалась с человеческим страданием и училась помогать — а это непростая наука. Очень важно, что благотворительные дела матери всегда были разумно организованными, продуманными, системными. Трезвую голову и организаторские способности, при пламенном сердце, Элла пронесла через всю жизнь. Продолжение читайте на портале «Азбука веры»
Видео