Статьи
5 прочтений · 2 часа назад
1612 год. Москва освобождена от поляков, но разорена и поругана. По всей стране бродят шайки поляков, казаков и просто разбойников. Многие поля заросли или зарастают; хлеба меньше и меньше. Страна находится в состоянии войны, причем одновременно и с Речью Посполитой, и со Швецией. Денег в казне уже давно ни копейки, последние необходимые траты шли за счет Троице-Сергиева монастыря, да и у того к моменту освобождения Москвы остались из ценностей только ризница и богослужебные сосуды — все остальное давно потрачено на нужды страны. У народа есть только решимость положить все силы для спасения России и вера в помощь Божью. Но руководства в стране нет; последний царь, Василий Шуйский, давно свергнут, пострижен в монахи и умер в польском плену. Про семибоярщину, пытавшуюся управлять страной после него, никто без содрогания даже слышать не может. Патриарх Ермоген несколько месяцев назад уморен голодом захватчиками в самой Москве. Вторым ополчением, освободившем Москву, руководил (по выбору Нижегородцев) князь Пожарский, но ему помогали и оставшиеся силы первого ополчения во главе с князем Трубецким, более родовитым, чем Пожарские… Словом, все понимали: нужен собор, который изберет нового царя. Продолжение читайте на портале «Азбука веры»
3 прочтения · 2 часа назад
Психология современного человека такова, что он во всем ищет некий практический смысл, прежде всего, задаваясь вопросом: «А зачем мне это нужно?» Предлагаемая книга Александра Ткаченко ориентирована именно на такого читателя, который не удовлетворяясь общими рассуждениями, стремится понять – что же такое Православие применительно к его жизни? Что оно может дать ему лично? От чего защитить? В чем помочь? Автор открыто ставит эти вопросы, которые мучают множество искренне ищущих, и часто уже верующих людей. Он не боится затрагивать самые неудобные из них, часто специально заостряя их еще сильнее, вплоть до того предела, за которым, казалось бы, ответ на них уже невозможен. «...Предположим, что Бог действительно есть любовь». Но тогда «как Бог-Любовь допустил весь этот кошмар человеческой истории с ее войнами, насилием, реками пролитой крови? Куда Он глядел, когда любимые Им люди так жестоко страдали и мучились? И самое главное: зачем любящий Бог сотворил человека, зная, какая печальная судьба его ожидает?». Читайте книгу «Бабочка в ладони. Зачем современному человеку христианство?» на портале «Азбука веры» 
26 прочтений · 23 часа назад
Рассказ о том к чему приводит обращение к эзотерике: экстрасенсам, чёрным и белым магам, а также просто шарлатанам. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15). Женщина средних лет сидела за столом. У неё от возмущения тряслись руки. «Как он посмел, кобель вонючий!» — думала она об изменившем ей муже. Зоя, так её звали, узнала о предательстве от соседки. Мужа не было дома, иначе бы она вырвала ему волосы. Первым порывом было — выгнать его на улицу. Но сейчас на неё накатывали другие мысли: «Почему эта крашеная курица должна владеть моим мужем!» Зоя знала эту стерву: молодая фигуристая блондинка из соседнего дома. Сама несчастная после родов сына была пополневшей брюнеткой. «На молодых и стройных потянуло! — с обидой думала она. — Ну, я вам устрою!» Но что устроить этим животным, Зоя пока не придумала. Вдруг ей на память пришёл рассказ соседки о знакомой ведьме. «Я вам покажу, сволочи!» — подумала она и стала собираться к этой колдунье… Продолжение читайте на портале «Азбука веры»
28 прочтений · 1 день назад
На Руси всегда было уважительное отношение к старцам. В самом широком смысле слова старец – это старый, пожилой человек. Считается, что много лет проживший человек не только накопил за эти годы какой-то опыт, но и многими делами своими заслужил почет и уважение. В православной среде слово «старец» нередко используется для уважительного обращения к духовно зрелым монахам. В некоторых монастырях (на Афоне) старцами называют монахов, занимающих руководящие должности. Но самое глубокое значение обретает слово «старец», когда его используют в особом духовном смысле. Тогда старцем называют человека, который через свою богоугодную жизнь, получил особый дар любви и духовного разумения. Вокруг таких старцев нередко собираются ученики. Продолжение читайте на портале «Азбука веры»
25 прочтений · 2 дня назад
Святая блаженная и равноапостольная Ольга, княгиня Российская, во святом Крещении Елена, Ольга Богомудрая — так величают ее богослужебные книги. Какой она была? Древних икон сохранилось немного — да и не должна икона отражать портретное сходство, она о Небесной реальности. А на картинах художников с XIXвека (и поздних «живописных» иконных изображениях) она предстает в обличиях совершенно разных человеческих типов. То нежная задумчивая дева, то немолодая женщина, обремененная заботами, то гордая царственная особа с надменным взором, а порой и вовсе со свирепыми молниями из очей.. Об Ольге думали, ею вдохновлялись, ее изображали — такой, какую ее видели. «Каждый пишет, как он слышит». Продолжение читайте на портале «Азбука веры»
35 прочтений · 2 дня назад
Прошло уже больше четверти столетия с начала второго тысячелетия христианской истории Руси-России (традиционный 988 год), неразрывно связанной с именами двух равноапостольных рюриковичей, Ольги и Владимира, бабушки и внука (их церковная память – 11/24 и 15/28 июля). Они определили судьбу молодой Руси, навсегда связав её с утончённой европейской христианской цивилизацией, и потому принадлежат не только национальной, но и мировой истории. Читайте очерк «Мудрейшая из русских жен» на портале «Азбука веры»
40 прочтений · 3 дня назад
Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном – они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин.19,23-24; Пс.21,19). По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией – Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. «ЖМП», 1977, № 9, С. 53). Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачица (известны также части Ризы Господней в Западной Европе – в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Продолжение читайте на портале «Азбука веры»
27 прочтений · 3 дня назад
Пролайферы – люди, отстаивающие права нерождённых детей, выступающие за легализацию жизни. В мире множество пролайф-организаций, защищающих жизнь ребёнка с момента зачатия. Деятельность пролайфера благородна, а вступить в такую организацию считается поступком человека, не равнодушного к общественной жизни. Любой человек имеет право быть рождённым. Этой статьёй мы продолжаем цикл бесед с Дмитрием Барановым, участником Пролайф- движения в Америке. Читайте интервью с Дмитрием Барановым на портале «Азбука веры»
41 прочтение · 4 дня назад
Православное издательство «Сибирская Благозвонница» выпускает пятитомное собрание трудов известного современного православного ученого-патролога, доктора церковной истории, профессора Московской Духовной Академии Алексея Ивановича Сидорова. Первые два тома выходят под общим названием «Святоотеческое наследие и церковные древности». В первый том «Святые отцы в истории Православной Церкви (Работы общего характера)» вошли статьи, в которых подробно исследуется исторический путь православного богословия I—VI веков на материале святоотеческих творений, раскрывается святоотеческое отношение к наследию античной философии, рассматривается суть Таинства покаяния на материале церковной письменности, а также древнецерковная экзегеза и тема соборности. В статье «Размышление о судьбе православной патрологии» автор констатирует обязательность сугубо церковного подхода к изучению святоотеческих творений. Данные работы написаны прекрасным и понятным для широкого круга читателей научным языком. Редакция надеется, что предлагаемые вниманию книги вызовут благодарный и живой интерес у самых разных представителей церковной читающей публики — от преподавателей и учащихся духовных и богословских учебных заведений до просто людей, интересующихся богословской наукой. Читайте многотомник «Святоотеческое наследие и церковные древности» на портале «Азбука веры»
29 прочтений · 4 дня назад
Один из авторов «Азбуки веры», редактор и писатель — о православной литературе: как писать для новоначальных и детей, чтобы эти книги читали? — Елена, с чего начался ваш путь в сфере православной литературы? — Он начался с того времени, когда православная литература в нашей стране наконец была «разрешена» — стала возможна для издания. Это произошло на рубеже 80-х — 90-х гг. прошлого века. Не все тридцати- и даже сорокалетние сейчас понимают, что до 1000-летия Крещения Руси, отмечавшегося в 1988 году, даже к дореволюционной религиозной литературе был очень ограниченный доступ в библиотеках. Всё наше православное чтение было — самиздат (машинопись и подпольные ксерокопии старых книг, выполненные на рыхлой серой бумаге) и «тамиздат», за который, при его обнаружении, можно было получить очень серьезные неприятности. И вдруг стало можно! И предприимчивые издатели стали печатать разнообразное философское и религиозное наследие, в основном репринтами. Я по образованию филолог и по профессии редактор, и я была уже верующим и жадно воцерковляющимся человеком. Душа просила служить делу православной словесности. Я уволилась «в никуда» из издательства «Русский язык», надеясь заниматься тем, в чем вижу подлинный смысл. У меня было двое детей-школьников, и меня особенно волновало отсутствие детского православного чтения. Продолжение читайте на портале «Азбука веры» 
41 прочтение · 5 дней назад
Среди десятков, если не сотен Богородичных икон, явленных по всему миру, Казанская – одна из самых любимых и почитаемых. Ею благословляют на брак и с ней провожают в последний путь, молятся о чадах, просят о выздоровлении и спасении. Вряд ли найдешь храм, в котором не было бы Казанского образа. И вспомнишь столетия русской истории, не осененного чудесной помощью Божией Матери по горячей молитве у него. Глубже и шире любых эпох «Такого образа не было еще на Руси», – не помню, где прочла я много лет назад эти строки, но запомнила их надолго. Действительно, это образ явленный именно в Отечестве нашем, в том месте и в тот момент, когда было трудно. Изображение относится к иконографическому типу «Одигитрия» – «Путеводительница», о чем много раз слышим мы в каноне Казанской иконе Богородицы. Но в отличие от других икон этого типа, Матерь Божия изображена оплечно, руки, которой Она указывает на Своего Сна, как на Путь, Истину и Жизнь, нет. Оттого, может быть, так выразителен лик, особенно глаза. Продолжение читайте на портале «Азбука веры»
33 прочтения · 5 дней назад
В книге публикуются воспоминания архимандрита Русской Православной Церкви Заграницей Алексия (Черная; 1899-1985) о своей жизни и церковном служении, протекавшем на разных континентах, от Литвы до Южной Африки, от Германии до Калифорнии. Книга представляет собой уникальный материал по малоизученной теме жизни в Прибалтике в послереволюционные и военные годы, а также о положении Православной Церкви в послевоенной Германии, Соединенных Штатах и Южной Африке. Читайте книгу «Жизненный путь русского священника…» на портале «Азбука веры» 
Видео