Статьи
73 прочтения · 3 дня назад
Советская модернистская архитектура ака базы повстанцев из "Звездных войн".
Рубеж 1950-х-1960-х годов для СССР стали эпохой невероятного духовного и душевного подъема, и научно-технических революций. Все верили, что коммунистической утопии таки быть и возможно все - водородную бомбу изобрели, построили первую в мире атомную электростанцию в Обнинске и синхрофазотрон в Дубне, отправили первого человека в космос, в конце концов (ну и между строк - аккурат за годы оттепели советские ученые получили десять Нобелевских премий). Можно вспомнить забавнейший диалог Хрущева...
61 прочтение · 6 дней назад
Из войлочного кокона, пройдя обряд инициации-перерождения, родился художник.
Стоп. Рано. Начну по-другому. Имя его Йозеф Бойс (1921-1986) и он относился к тому поколению надломленных немецких мальчишек, кого в принудительном порядке заставили вступить в гитлерюгенд (с детства он мечтал быть медиком, увлеченно изучал труды по биологии, зоологии, а также по искусству и философии). С приходом к власти в Германии национал-социалистической партии мальчик болезненно воспринял публичное сожжение книг и спас из костра "Систему природы" Карла Линнея. А позже, во время войны, стал летчиком люфтваффе...
152 прочтения · 1 неделю назад
12 июня 1890 года родился Эгон Шиле.*18+
Я для себя и того, для которого голодное пьянство во имя свободы со мной есть всё, и также для каждого, потому что каждого я люблю. — Люблю. Я среди благороднейших, самых благородных, и тех, кто расплачивается, расплачивается больше всех. Я человек, я люблю смерть и люблю жизнь. Эгон Шиле "Автопортрет", 1910. Эгон Шиле (лучше которого может быть разве что Отто Дикс) - один из мною любимейших художников, бывший еще и немного поэтом. Все высокие деревья шли вдоль дороги. В них щебетали трепетные птицы...
71 прочтение · 2 недели назад
Его звали Манфредо Сеттала и он играл с дьяволом.
Который, если верить воспоминаниям историка и этнографа Шарля де Бросса, посетившего палаццо на виа Пантано в Милане в 1739 году (аккурат, где кунсткамера Сетталы располагалась), "неожиданно появлялся из ящика, издавал ужасающие звуки, вращал головой и глазами, высовывал язык, пускал дым изо рта и плевал в лицо посетителям". Прелесть! Манфредо Сеттала (1600-1680) был миланским энциклопедистом, ученым, каноником (прихода Сан-Надзаро) и механиком, которого современники любовно обзывали Архимедом конца XVI - начала XVII века...
75 прочтений · 2 недели назад
Он ходил в пиджаке из кожи жирафа, мятых бархатных штанах пурпурного цвета, золотых туфлях с загнутыми носами и парике, похожем на веник.
А еще выгуливал муравьеда, придумал овосипед, на бал в свою честь надел шляпу, украшенную протухшей селедкой, на лекцию в Лондоне - костюм водолаза, перед студентами в Нью-Йорке предстал в золотом космическом скафандре, на презентацию одной из своих книг нарядился Санта-Клаусом, и носил двухметровую буханку хлеба на голове. Шляпа-хлеб! Именно он, выезжая, бросал под колеса своего автомобиля монетки, чтобы "ехать по золоту". И создал одеколон, дабы "пахнуть как баран" - смешал кипяченую воду, рыбий жир и козий навоз...
53 прочтения · 4 недели назад
Если скрестить Дада и Сюрреализм, то получится Человек Луч.
Или Ман Рэй. (Man - человек, Ray - луч). Вообще-то его звали Эммануэль Радницкий - он родился в Южной Филадельфии 27 августа 1890 года и был старшим (четвертым) ребенком в семье еврейских иммигрантов Мелаха Радницки и Мани Радницки (урожденной Лури или Лурии). Но то было время этничеспих дискриминаций и антисемитизма - в 1912 году семья по велению души (нет) сменила фамилию на более благозвучную ко времени, на Рэй ("Ман" у Ман Рэя родилось из прозвища, и с тех пор он категорически отказывался признавать, что когда-либо носил другое имя)...
102 прочтения · 1 месяц назад
Как загнать дьявола в ад?Лайфхак от Джованни Боккаччо из Проторенессанса.
"...она пошла далее и добралась до кельи одного молодого отшельника, человека очень набожного и доброго, по имени Рустико... Он, для того чтобы подвергнуть большому испытанию свою стойкость, не отослал ее, как другие, а оставил с собою в своей келье и, когда настала ночь, устроил ей постель из пальмовых ветвей и сказал, чтобы она на ней отдохнула. Когда он это сделал, искушение не замедлило обрушиться на его крепость... он без особых нападений показал тыл, сдался побежденным и, оставив в стороне святые помыслы, молитвы и бичевания...
51 прочтение · 1 месяц назад
Искусственный интеллект (ИИ) в СССР был.
И существовал он благополучно со второй половины 1940-х годов, когда Рудольф Зарипов - главный адепт кибернетической музыки СССР, учился в музыкальном училище Казани (потом в Казанском университете, потом в аспирантуре Ростовского университета, где получил степень кандидата физико-математических наук / успешно защитив диссертацию он с 1958 года последовательно занялся проблемой алгоритмического сочинения музыки). Активная стадия творческих экспериментов Зарипова началась с 1959 года, когда...
90 прочтений · 1 месяц назад
Пятница. Ангелочки Джотто и максимально емкая подборка фильмов об искусстве:
1. Гамбит, 2012. Это ремейк - история 18+ (Алан Рикман, шуточки соответствующие и Колин Ферт без штанов). Про аферистов, большие деньги и Моне. 2. Фламандская доска, 1995. Про фламандскую доску 500-летней давности, ее реставрацию и головоломки, зашифрованные в ней. 3. Обнаженная Маха, 1999. Тут и Гойя, и Годой, и мертвая Альба, и Пепита - все мифы одним кадром (согласно одной из легенд моделью для картин Гойи "Маха обнаженная" и "Маха одетая" была Мария Каэтана де Сильва, 13-я герцогиня Альба, с которой по слухам у художника аккурат был роман...
222 прочтения · 2 месяца назад
Сюжеты христианской истории как рок-концерт. Ибо даже в сравнении с Пикассо он выглядит новатором. Потому что симфония перламутра, изломанные, вытянутые силуэты, хоровод рук и 3D-эффекты. Это все он - Доменикос Теотокопулос, известный в миру как Эль Греко... лучший период творчества которого пришелся на рубеж XIX - XX веков (и не важно, что жил он 410 лет назад, под самый конец XVI - начало XVII столетий, ругать в ХХ веке его будут так, словно он современник - один из тех самых новаторов, которыми так изобиловало время). Потому что: 1️⃣ Эль Греко не любил солнечный свет (он мешал, по словам самого художника, его "внутреннему свету") - Эль Греко создал свой мистический перламутровый. 2️⃣ Эль Греко писал сразу с нескольких ракурсов, при этом отдельные фигуры и объекты у него плоские ("раскрашенные скульптуры" эпохи Возрождения он категорически презирал) - тот самый 3D эффект, за который Сергей Эйзенштейн благолепно назвал Эль Греко предтечей киномонтажа. 3️⃣ Эль Греко обожал руки - хоровод рук - вся квинтэссенция именно в них, все нервы и надрывы. И красота тоже в них. Конечно, художник и в свое время был не понят - своеобычное и слабо поддающееся классификации искусство Эль Греко поражало и обескураживало (хотя чисто внешне он близок к раннему маньеризму). Как в лучших традициях ХХ столетия Доменикос Теотокопулос намешал всего, задолго до того самого XX столетия: черты византийской иконописи смачно сдобрены приметами итальянского Ренессанса и маньеризма, и все это под острым соусом испанского мистицизма. Христианский рок, исполненный под аккомпанемент симфонического оркестра. ▪️Эль Греко. Поклонение пастухов, 1614. Национальный музей Прадо, Мадрид. ▪️Эль Греко. Святой Иоанн Креститель, 1600-е. Музей изобразительных искусств (Почетного легиона) (FAMSF), Сан-Франциско. ▪️Эль Греко. Открытие Пятой Печати (Видение святого Иоанна Богослова), 1614. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. ▪️Эль Греко. Лаокоон, 1610. Национальная галерея искусства, Вашингтон. ▪️Эль Греко. Концерт ангелов, 1614. Национальная галерея Греции и музей Александра Соутсу, Афины. ▪️Эль Греко. Снятие одежд с Христа (Эсполио), 1579. Кафедральный собор, Толедо. ▪️Эль Греко. Святые Андрей и Франциск, 1595. Национальный музей Прадо, Мадрид.
181 прочтение · 2 месяца назад
Джордан Вольфсон (Jordan Wolfson, 1980) - молодой, талантливый, дерзкий (работает с самими разными медиумами: от скульптуры и инсталляции через видео и фотографию к цифровой анимации и перформансу). Технологии, СМИ и весь сор интернета - основные маркеры его визуального кода. Кода, ясное дело, максимально неудобного для глаз, потому что то есть гипертрофированный "коллаж из побочных продуктов культуры" (характеристика самого Вольфсона). В 2018 году The Broad (Лос-Анджелес) показал миру скульптуру Вольфсона "Женская фигура" (2014) - механическая аниматронная барышня-андрогид ("Безобразная герцогиня", та самая Маргарита Маульташ - прочный синоним скверны, порока и разврата, Квентина Массейса и трансвестит в одном лице), полураздетая, в сапогах и в маске ведьмы (потому что еще Генрих Крамер завещал, что именно Femina есть существо изначально срамное, злобливое, более склонное к зову плоти, нежели к зову веры). Она соблазнительно танцует (аки гетера на пиру у Александра... или девушка в одном из голливудских баров, типа Cheetahs, Jumbo’s Clown Room, Crazy Girls или Xposed) и сексапильно (нет) говорит голосом художника. Этакий концентрат современности. Тогда же, в 2018 году, в галерее Tate Modern (Великобритания) состоялась первая лондонская презентация "Цветной скульптуры" (2016) Вольфсона - тоже механической аниматронной фигуры, только уже парнишки-марионетки /манекена / не до конца мутировавшего в настоящего живого мальчика Пиноккио / Гекльберри Финна / телевизионного персонажа 1940-х годов Хауди Дуди / персонажа журнала MAD Альфреда Э. Ноймана 1954 года / клоуна Пеннивайза Стивена Кинга или Андреса Мускетти. Рыжие волосы, веснушки, зеленая рубашка, синие шорты, части тела, соединенные цепями, и злобные глазища-экраны, оснащенные технологией распознавания лиц (глаза могут следить за движением / присутствием окола 20 человек одновременно). Звуки двигателей и рельс, цепей, упавших на пол, лебедки... песня Перси Следжа "Когда мужчина любит женщину" (1966) и голос парнишки, то есть Вульфсона: "Двое убьют тебя, трое обнимут, четверо пустят тебе кровь, пятеро прикоснутся к тебе, шестеро растрогают тебя"... Клоунские пытки - но не в одностороннем порядке, а очень и очень дуалистично. Потому что с одной стороны то сказ про "наказание", "жестокое обращение", "насилие" (и далее по списку), ибо то и дело "Пеннивайз" с грохотом падает на пол (части тела парнишки сделаны из эластомера - промышленного материала, который очень устойчив к ударам)... с другой - достаточно взглянуть в глаза "Пеннивайзу" и жертва сразу лишается статуса невиновен.
Видео