Статьи
47 прочтений · 1 день назад
"Кто Пауль, кто Клее"
Герман Гессе в 1930 году написал роман "Паломничество в Страну Востока" - рассказ о путешествии вне времени и пространства к некоей внутренней стране детства, у которой нет точных пространственных координат. Зато есть реальные путешественники - члены придуманного Гессе Братства. В архиве этого братства числилась карточка и на имя художника Пауля Клее: "Передо мной была пластина из золота с наведенным финифтью узором, по всей видимости необычайно старинная, на ней был изображен трилистник...
18 прочтений · 2 недели назад
"Не уверен, что когда бы то ни было действительно занимался видеоартом..."
"Не уверен, что когда бы то ни было действительно занимался видеоартом. Я никогда не был в полной мере вовлечен в практику работы над изображением, меня больше волновали язык, звук и деконструкция. То, что входило в сферу моих интересов, не было похоже на видеоарт в понимании большинства людей, и мне никогда не были близки ни эстетика изображений, ни рассказ историй сам по себе" (Гэри Хилл). Собственно, работы Гэри Хилла (1951) действительно сложно впихнуть в рамки столь узкого направления как видеоарт (хотя, разумеется, и "чистый" видеоарт в его арсенале имеется)...
27 прочтений · 2 недели назад
"Я держал в руках философскую систему, а не просто инструмент для сбора изображений и звука"
Билл Виола. Тот, кто со страстью первооткрывателя переосмыслял традиционную западную иконографию, религиозные образы, мистицизм и метафоры через их преломление в современной повседневности средствами медиаискусства. Начнем сначала. Видеоарт появился в первой половине 1960-х годов и тогда это был такой паллиатив абстракции - этакий эмбрион привычного нам видеоарта. Чаще всего тогда экспериментировали с трансформацией телевизионного сигнала - в 1963 году один из главных адептов и пионеров новых медиа Нам Джун Пайк создает Zen for TV (Дзен для ТВ)...
167 прочтений · 3 недели назад
Нимб сзади. Ака тарелка, в которую так благолепно упираются четыре апостола, вкушая божественную трапезу в Иерусалиме, последнюю Христову перед распятием (Тайная вечеря. Зерцало человеческого спасения. Вторая половина 14 века, Италия)... Или сам Бог-Отец, "бьющийся" головой о "стенку", потому что с миром черт знает что т̶в̶о̶р̶и̶л̶о̶с̶ь̶ твориться (Зерцало человеческого спасения. Ок. 1440, Германия). Такое дело. Если в первом случает - то исключительно воля художника (искрометного, с подвижным умом и юмором), то во втором - та же самая воля помноженная на ветхозаветные споры о том, можно ли представлять Бога-Отца в антропоморфном обличии (поскольку он никогда не воплощался в человеческом теле и вообще его никто не видел и не мог увидеть). В роли пылающего куста Бог-Отец, конечно, невозможно хорош, но таки показать его затылок, т.е со спины, - это вам уже концептуальный подход (потому что остроумию средневековому люду не занимать). ▪️Тайная вечеря. Зерцало человеческого спасения. Вторая половина 14 века, Италия ▪️Зерцало человеческого спасения. Ок. 1440, Германия ▪️Рудольф Эмский. Всемирная хроника. Ок. 1300, Цюрих, Швейцария.
139 прочтений · 1 месяц назад
Вадим Михайлов Омут Куратор Петр Белый Галерея MYTH, СПб Про все, что я так нежно люблю: житийная икона, макабрические пляски, бестиарная метафорика, славянский фольклор, словесный абсурд чинарей-ОБЭРИУтов и угольно-черный.
143 прочтения · 1 месяц назад
Дмитрий Александрович Пригов - изобретатель языка новой политической поэзии, один из основоположников концептуализма. Он предложил особую модель говорящего, которую сам называл "мерцанием", что позволяло разрушить границу между "своей" и "чужой" речью, между человеком и, окружающими его, потоками информации. Вначале то была критика языка идеологии, а потом - отражение духа нашего времени, той расщепленности, характерной для эпохи интернета и соц. сетей. *Килограмм салата рыбного В кулинарьи приобрел В этом ничего обидного -- Приобрел и приобрел Сам немножечко поел Сына единоутробного Этим делом накормил И уселись у окошка У прозрачного стекла Словно две мужские кошки Чтобы жизнь внизу текла *Только вымоешь посуду Глядь -- уж новая лежит Уж какая тут свобода Тут до старости б дожить Правда, можно и не мыть Да вот тут приходят разные Говорят: посуда грязная -- Где уж тут свободе быть
34 прочтения · 1 месяц назад
Булат Галеев. НИИ "Прометей". И светомузыка.
Кто? Булат Махмудович Галеев (1940-2009). Где? СКБ "Прометей", позже НИИ "Прометей" (специальное конструкторское бюро / научно-исследовательский институт при Казанском авиационном институте, он же КАИ, которым и руководил Галеев). Когда? 1960-ые-1980-ые. Что? Советский медиа-арт! (разработка светомузыкальных инструментов, светомузыкальные постановки произведений русских и зарубежных композиторов, создание светомузыкальных фильмов и спектаклей). Так вот. Начнем сначала...
185 прочтений · 1 месяц назад
Советский СЮР от Дзиги Вертова (он же Давид Абелевич Кауфман, режиссер) и Виктора Николаевича Дени (урожденного Денисова, карикатурист) - это должен увидеть каждый хотя бы раз в жизни! Потому что тут вам и скатерть-самобранка; и новогодняя елка-висилица для неугодных из красноармейцев, с красной революционной звездой во лбу; и жирный лопоухий буржуй, изрыгающий пиво себе в живот; и фривольные танцы проститутки, ныряющей в срамной буржуйский пузень; и отрыжка поездом; и танцы-обниманцы попов (драка ака вальсирование); и смеющийся во весь рот рабочий-цирюльник, страстно жаждущий отрезать буржуйской ряхе огромное пузо; и гибридное существо, слитое из рабочего и колхозника...дыра в пузе, умозрительный звон монет, народный банк и реклама Госкино в финале. Прелесть! "Советские игрушки" (1924) - один из первых рисованных мультипликационных фильмов СССР, созданный конечно не для детей, а во славу благолепной советской идеологии (экранизация политических шаржей Дени, публиковавшихся в 1920-х годах левой газете "Правда", основанной Лениным в 1912 году).
108 прочтений · 1 месяц назад
Советская модернистская архитектура ака базы повстанцев из "Звездных войн".
Рубеж 1950-х-1960-х годов для СССР стали эпохой невероятного духовного и душевного подъема, и научно-технических революций. Все верили, что коммунистической утопии таки быть и возможно все - водородную бомбу изобрели, построили первую в мире атомную электростанцию в Обнинске и синхрофазотрон в Дубне, отправили первого человека в космос, в конце концов (ну и между строк - аккурат за годы оттепели советские ученые получили десять Нобелевских премий). Можно вспомнить забавнейший диалог Хрущева...
78 прочтений · 1 месяц назад
Из войлочного кокона, пройдя обряд инициации-перерождения, родился художник.
Стоп. Рано. Начну по-другому. Имя его Йозеф Бойс (1921-1986) и он относился к тому поколению надломленных немецких мальчишек, кого в принудительном порядке заставили вступить в гитлерюгенд (с детства он мечтал быть медиком, увлеченно изучал труды по биологии, зоологии, а также по искусству и философии). С приходом к власти в Германии национал-социалистической партии мальчик болезненно воспринял публичное сожжение книг и спас из костра "Систему природы" Карла Линнея. А позже, во время войны, стал летчиком люфтваффе...
176 прочтений · 1 месяц назад
12 июня 1890 года родился Эгон Шиле.*18+
Я для себя и того, для которого голодное пьянство во имя свободы со мной есть всё, и также для каждого, потому что каждого я люблю. — Люблю. Я среди благороднейших, самых благородных, и тех, кто расплачивается, расплачивается больше всех. Я человек, я люблю смерть и люблю жизнь. Эгон Шиле "Автопортрет", 1910. Эгон Шиле (лучше которого может быть разве что Отто Дикс) - один из мною любимейших художников, бывший еще и немного поэтом. Все высокие деревья шли вдоль дороги. В них щебетали трепетные птицы...
84 прочтения · 1 месяц назад
Его звали Манфредо Сеттала и он играл с дьяволом.
Который, если верить воспоминаниям историка и этнографа Шарля де Бросса, посетившего палаццо на виа Пантано в Милане в 1739 году (аккурат, где кунсткамера Сетталы располагалась), "неожиданно появлялся из ящика, издавал ужасающие звуки, вращал головой и глазами, высовывал язык, пускал дым изо рта и плевал в лицо посетителям". Прелесть! Манфредо Сеттала (1600-1680) был миланским энциклопедистом, ученым, каноником (прихода Сан-Надзаро) и механиком, которого современники любовно обзывали Архимедом конца XVI - начала XVII века...
Видео