Статьи
112 прочтений · 1 месяц назад
Послужил ли рогатый динозавр вдохновением для мифического грифона?
Интригующая, старинная иллюстрация грифона, мифологического существа с телом льва и головой и крыльями орла, окруженная детализированными изображениями флоры и насекомых, демонстрирует художественное воображение в древней мифологии. Грифон. Источник: Canva Pro Мы живем в уникальное время в истории человечества. Тысячелетия научных исследований и открытий привели нас к тому, что нам редко нужно придумывать истории, чтобы объяснить природные явления. Однако так было не всегда. На протяжении веков люди...
990 прочтений · 2 месяца назад
Знаменитое здание в Стамбуле (Константинополь), различные ярусы которого были построены в разные эпохи. Подвал — римская цистерна, вторй ярус — термы византийских времен, третий — постройка времен османской империи: два верхних этажа — современная Турция.
898 прочтений · 3 месяца назад
Реконструкция женской одежды минойской эпохи (3500-1100 до н.э.), остров Крит, Греция.
772 прочтения · 3 месяца назад
Два меча, слева — гальштатского типа распространенный во всей центральной Европе и справа — китайский меч периода западного Чжоу.
610 прочтений · 4 месяца назад
Трудности выбора. Тегеран, октябрь 1978-го года. До исламской революции оставалось три месяца.
879 прочтений · 4 месяца назад
Этот трехногий столик (треножник) из бронзы предназначался для жертвоприношений. Ножки столика ыполнены в форме молодых итифаллических сатиров. Высота столика — 91.5 сантиметров, ширина - 57 сантиметров, диаметр столешницы — 47 сантиметров. Найден при раскопках древнего города Помпеи, погибшего в первом веке нашей эры от извержения вулкана Везувий. Скорее всего этот и похожие столики стояли у кроватей знатных римлян. «Верх столика, в виде круглой корзины, несут на головах трое юных сатиров. Им - легко, вся поза их говорит об этом: свободно откинутый назад торс; одна рука небрежно уперта в бок, другая протянута вперед жестом властным и предостерегающим - «не подходи»; веселая и лукавая улыбка, смягчающая эту угрозу, - все это так очаровательно, что даже хищная когтистая лапа, в которую переходит мохнатое бедро сатиров, не нарушает общего впечатления продуманной слаженности целого». М. Е. Сер­ге­ен­ко, Жизнь Древ­не­го Рима. В настоящий момент этот треножник экспонируется в национальном археологическом музее Неаполя, Италия.
923 прочтения · 4 месяца назад
О разложении римской армии в конце IV века "От основания города до времени божественного Грациана пешее войско было вооружено и панцирями и шлемами. Но когда с появлением небрежности и стремления к безделью начало прекращаться упражнение в поле, стали считать, что оружие очень тяжело, так как воины стали редко его надевать. Поэтому воины стали требовать от императора сначала относительно панцирей, а затем и шлемов… отказаться. Но в столкновении с готами, когда наши воины шли с незащищенной грудью и (с открытыми) головами, они не раз погибали, истребляемые множеством вражеских стрелков; и даже после стольких поражений, которые привели к разрушению столь больших городов, никто не позаботился вернуть пехотинцам их панцири или их шлемы. Таким образом, и бывает, что не о битве, а о бегстве помышляют те, кто, стоя в боевых рядах чуть не голыми, подставляют себя под удары и получают раны. В самом деле, что будет делать пеший стрелок без панциря, без шлема, если он, имея лук, не может уже держать щита? Что будут делать в сражении сами драконарии и знаменосцы, которые в левой руке держат древко, когда у них и голова и грудь не защищены? Но тяжелыми кажутся панцирь и шлем, вероятно, тому пехотинцу, который редко упражнялся, редко имел дело с оружием. Конечно, при ежедневном пользовании ими он не чувствовал бы тягости, даже если бы носил и достаточно тяжелое оружие. Те, кто не может выдержать труда ношения старинного оборонительного оружия, оставив незащищенным своё тело, тем самым неизбежно подвергаются ранению и смерти и, что гораздо тяжелее, рискуют быть взятыми в плен или, обратившись в бегство, предать государство. Так, отказываясь от упражнений и труда, они с величайшим для себя позором избиваются, как стадо баранов". © Римский военный историк Флавий Вегеций.
1K прочтений · 4 месяца назад
Человеческий череп с тремя застрявшими в нем арбалетными болтами найденный на месте битвы при Висбю, остров Готланд, Швеция. Из-за нетипично для этих мест теплой погоды и как следствие быстрого разложения многие тела были захоронены прямо в доспеках. Датская армия начала свою атаку дождем из стрел и арбалетных болтов. Эта атака произвела ошеломляющий эффект на плохо вооруженных солдат Готланда многие из которых даже не имели шлемов. Их строй дрогнул и быстрый и мощный удар датской пехоты довершил быстрый разгром противника.
705 прочтений · 4 месяца назад
Домашние животные римлян. Как и сейчас, одним из самых распространённых домашних животных у древних римлян была собака. В руинах города Помпеи была обнаружена надпись на стене: «cave canem». Она предупреждала визитеров о том, что дом охраняет собака, точно так же, как в наше время можно увидеть объявление: «Осторожно, злая собака». Римляне вывели специальную породу огромных сторожевых псов, которые по ночам стерегли общественные заведения и виллы богачей.
857 прочтений · 4 месяца назад
Хорошо ли быть воином в Древнем Египте? Из древнеегипетского папируса: «Позволь поведать тебе о невзгодах, наполняющих жизнь воина. Многим он кланяется: полководцу, командиру отряда, сотнику, знаменосцу, помощнику командира, писцу, пятидесятнику, начальнику гарнизона! Они приходят из дворцовых палат и говорят: “Подать сюда того, кто сделает работу!”. Его будят в любое время дня и ночи и погоняют, как осла. Он работает до захода солнца, приносящего тьму. Он голоден, тело его изнурено, он скорее мёртв, чем жив. Уходя со службы, он получает зерновой паёк, но зерно не годится для помола. Его отправляют воевать в Сирию и отдыха нет на войне. Он не получает ни одежду, ни обувь, которые хранятся в крепости Тару. Путь его лежит через высокие горы. Воду он пьёт лишь каждый третий день и она горька, как соль. Тело его изнурено болезнями. Подступает враг и засыпает его стрелами, и жизнь покидает его. Ему говорят: “Скорее вперёд, доблестный воин! Прославь своё имя!”, хотя он почти в беспамятстве, колени его слабы, а голова раскалывается. Когда приходит победа, то Его Величество поручает отконвоировать пленных в Египет. Во время перехода чужестранка падает без чувств от усталости; её взваливают на шею воина. Он роняет свой мешок, и кто-то похищает его, пока он тащит на себе эту сирийку. Его жена и дети живут в деревне, но он не знает, вернётся ли он к ним. Если же ему везёт и он остаётся жив, то так ослабевает в походе, что его отправляют работать на ферме. Если он бежит от этой тягостной жизни, то всех его родичей бросают в темницу. Когда он умирает в пустыне, некому увековечить его имя. Одинаково тяжелы для него и жизнь, и смерть. Его хоронят в безымянной могиле и нет ему покоя после смерти. Становись писцом и ты избегнешь участи воина!»
850 прочтений · 4 месяца назад
Геоглиф известный как «Гигант из Серн-Эббас» Рисунок нанесен на землю и траву неизвестным художником неподалёку от деревни Серн-Эббас в графстве Дорсет, Великобритания. Размеры геоглифа впечатляют - 55 на 51 метр. Глубина линий, которыми выполнено изображение составляет около 30 сантиметров. Углубления в земле наполнены мелом. Рисунок изображает обнаженного человека с дубиной в руке. Сообщается, что раньше во второй руке он держал плащ, но эта часть геоглифа не сохранилась. Местные жители растащили мел из этой части геоглифа на бытовые нужды, а углубления от времени разрушились. Ранее считалось, что фигура относится к временам до римского владычества на острове. Считалось что это изображение местного языческого бога. Однако последние исследования показывают, что возраст геоглифа не так преклонен. Первое письменое упоминание о геоглифе относится к 17-му веку, сам же геоглиф по видимому был выполнен в 12-м веке.
622 прочтения · 4 месяца назад
Кельтский короткий меч с датировкой около 60-го года до нашей эры. Рукоять напоминает фигуру человека. Антропоморфный дизайн несет не только эстетическую ценность, но и имеет символическое религиозное значение. По мнению историков-кельтологов такой меч не только служил оружием, но и был своеобразным талисманом, а фигура человека олицетворяла владельца меча.
Видео