Правда о жизни в СССР в карикатурах из журнала «Крокодил» и других советских изданий сатиры и юмора. Художники-карикатуристы годами высмеивали повсеместное воровство в советском обществе, но проблема никак не решалась.
Впрочем, воровали в нашей стране и задолго до образования Советского Союза, не меньше воруют и после его распада. Дело, конечно, не в советской власти, а в головах людей…
Подпись к рисунку:
НАШЛИ ЩЕЛЬ!
Советский завод был местом парадоксов. С одной стороны - передовики производства, красные уголки и доски почёта. С другой - забор, через который сырье, материалы и готовая продукция регулярно покидали территорию предприятия.
Вместо пропусков и проходной, покидали тайно и незаконно - по воздуху, через дыру или «временно демонтированный» участок ограждения.
Подпись к рисунку:
- Там никого нет?
- Никого, одни только прохожие.
Выносить что-либо через проходную считалось делом рискованным и, главное, не особо выгодным, много под одежду не засунешь. Для таких воришек существовало специальное слово - «несуны». Несун был фигурой почти анекдотической: его ловили, стыдили, разбирали на товарищеских судах и максимум наказывали лишением премии, потому что за кражу на сумму менее 50 рублей в СССР не сажали.
А вот те, кто хотел «захапать» побольше, шли не к проходной, а к забору предприятия. И это уже была не просто кража, а, если угодно, логистика для планомерного хищения социалистической собственности.
Подпись к рисунку:
- Хорошо тебе на инструментальном складе…
Заводские заборы в СССР редко отличались идеальной целостностью. Где-то не хватало секции, где-то кирпич держался на честном слове, где-то доска висела на одном гвозде, где-то имелась «техническая щель», о существовании которой знали все, кроме охраны.
В этих местах и разворачивалась альтернативная экономика.
Подпись к рисунку:
- Говорите, хищений через проходную не наблюдается? Оно и понятно!
Сценарии хищений повторялись из города в город.
В ночные смены или под конец рабочего дня сырьё и готовую продукцию выносили в укромные места цеха, а затем выбрасывали за территорию через заранее ослабленные секции ограждения, через проломы в кирпичной кладке или просто перекидывали через забор в условленную точку.
Подпись к рисунку:
- Держись подальше: здесь вчера одного из-за угла мешком пришибли…
Снаружи дежурил проверенный человек: родственник, сосед, знакомый знакомого. Иногда - целая смена, работающая в паре с «принимающей стороной».
«Ассортимент» украденного зависел от профиля предприятия. Швейные фабрики «делились» сырьем и готовой продукцией – тканями и одеждой. С машиностроительных заводов воровали инструмент и металл. С пищевых комбинатов тащили все съедобное. Всё это не пряталось на десятилетия: использовалось, обменивалось, сдавалось, иногда продавалось.
Любой дефицитный товар в СССР, неважно, украденный или купленный по блату, был альтернативной валютой.
Подпись к рисунку:
- До чего скучно было бы работать, если бы не эта отдушина!..
Любопытно, что в служебных документах регулярно подчёркивалось: многие участники подобных схем не считали себя преступниками. Завод воспринимался как общее хозяйство - все вокруг государственное, значит ничьё.
Подпись к рисунку:
- С рыбалки?
- Нет, с работы.
Важно подчеркнуть – хищения сотрудниками на фабриках и заводах, где они работали, это было не маргинальное явление. Воровали не «асоциальные элементы», а вполне благонадёжные рабочие, часто с характеристиками, грамотами и ударным прошлым.
Подпись к рисунку:
- А Пашка-то честного из себя корчит!
Мотивация тоже была приземлённой: дефицит, низкие зарплаты, привычка считать завод «своим». В объяснительных записках встречались почти философские формулы: «взял во временное пользование», «ущерб для завода незначительный, никто не заметил», «не считал содеянное хищением социалистической собственности»…
Надпись на заборе:
ПРЕДЪЯВИ ПРОПУСК
Администрация предприятий и государство боролись с воровством как могли: усиливали охрану, латали ограждения, вводили патрулирование.
Но практика показывала: советский забор был не столько преградой, сколько маршрутом. Он не мешал - он плодил все новых и новых воров…