2 февраля в студии PROперсона состоялось интервью с Татьяной Акимовой — автоэкспертом, генеральным директором «Автомаркетолога», медиаменеджером и человеком, который прошёл путь от журналистики, дедлайнов до управления одной из самых узнаваемых платформ автомобильного рынка. Провела его автор канала и эксперт в автобизнесе с многолетним опытом работы Валентина Вылегжанина.
Разговор с Татьяной Акимовой получился не только о карьере, но и о выборе сферы, синдроме самозванца, ответственности, рутине и той внутренней дисциплине, без которой не вырастает ни профессия, ни влияние.
— Татьяна, ты начинала с журналистики. Помнишь ли ты момент, когда поняла, что это не просто работа, а профессия и точка входа в отрасль?
— Это осознание пришло не сразу. Довольно долго я не воспринимала журналистику как что-то окончательно «моё». Сфера, в которую я пришла, а точнее, которая меня выбрала, совершенно не соответствовала моим ожиданиям. Автомобильный рынок для девушки в тот момент был не самой комфортной средой: много мужского влияния, стереотипы, ощущение, что ты всегда должна что-то доказывать.
Мне долго пришлось выстраивать именно компетенции: и журналистские, и технические. Я не заглядывала под капот, но мне нужно было понимать, как устроен автомобиль и сам рынок. И долгое время я жила с ощущением, что ещё «учусь», что у меня есть право на ошибку. Это, кстати, сильно помогает, потому что пока ты учишься, ты разрешаешь себе больше.
Наверное, всерьёз и надолго я поняла, что остаюсь здесь, когда увидела свою фамилию в печатном журнале. Интернет — это одно, а когда ты держишь результат своей работы в руках, видишь напечатанное слово, это совсем другое ощущение. Очень физическое, настоящее. Тогда я и сказала себе: «да, это оно».
— Почему именно автобизнес? Это ведь сложная, жёсткая среда.
— Я не могу сказать, что сознательно выбирала автобизнес. Скорее, он выбрал меня. Просто шла путём наращивания компетенций и связей.
Я просто откликнулась на вакансию, и издатель на собеседовании спросил: «Вас не пугает слово “сход-развал”?» Я ответила: «Не пугает. Я даже знаю значение слова “Шруз”».
Так я оказалась в журнале «Кузов», где передо мной открылся абсолютно бездонный мир автосервиса. Это очень сложная, техническая, небанальная сфера. Совсем не то же самое, что писать про продажи или тест-драйвы. И она меня затянула.
— Каким было реальное начало твоего пути? Первые сомнения, первые ошибки — что тогда казалось самым сложным?
— Вообще я гуманитарий до мозга костей. Я окончила лингвистический вуз, переводчик по образованию. Всегда была ближе к литературе, текстам, искусству, знала, что буду писать, но не осознавало про что. Надо было более точно формировать свои желания.
Я недолго поработала переводчиком — это адский труд, огромная нагрузка. И в какой-то момент я поняла, что без узкой специализации это тупик. Я приехала в Москву из провинции, возможности долго доучиваться не было, нужно было сразу работать. Я работала переводчиком на строительстве первых «Ашанов», с французскими подрядчиками. Для девочки из регионального вуза это был сильнейший стресс.
Потом была пауза, декрет, и очень простой вопрос: «А что я вообще умею?» Я поняла, что умею писать. И начала с рерайта, с SMM, с текстов. Я всегда исходила из логики: если хочешь что-то понять, читай умных людей и разговаривай с ними. Это единственный путь для журналиста.
Так я и пришла в автобизнес. Без большого плана, без стратегии «через пять лет». Просто шаг за шагом.
— Журналистика — это постоянное движение. Насколько это выматывает?
— Журналист — это волк, которого кормят ноги. Особенно если ты новостник. Ты должен быть на связи всегда, отчего телефон не выключается никогда. Нужно первым добыть информацию, проверить её, успеть.
Это очень утомляет. В какой-то момент ты понимаешь, что в твоей голове постоянно живут люди. Голова живёт, и в ней живут люди, как в коммуналке. И ты живёшь вместе с этим.
Я вообще часто думаю, что журналистика — это профессия, где нужно просто брать и делать. Среди автомобильных журналистов огромное количество людей без профильного образования, но они великолепно пишут и работают, потому что здесь решает практика.
— Ты была главным редактором профильных журналов. Чему редакторская работа научила тебя как управленца?
— Главный редактор — это не про «крутость», поскольку в этом очень много ответственности. Абсолютно все и всё на тебе. Ты одновременно должен думать о развитии продукта и держать под контролем производство. В маленьких редакциях ты многопрофилен в задачах: сегодня верстаешь, завтра вычитываешь, послезавтра решаешь внешние вопросы.
Это учит выдержке и умению работать в монотонном режиме. А также переживать спринты, дедлайны, периоды неопределённости. И, наконец, жонглировать задачами. Хоть я и не верю в настоящую многозадачность, но во мне есть вера в быстрое переключение.
Мне близка модель лидера, который идёт чуть впереди и тянет за собой. Не босс, а тот, кто делает вместе со всеми.
— Ты родом из небольшого города. Были ли моменты, когда хотелось всё бросить и вернуться?
— Да, это были очень сложные периоды, тогда возвращение казалось мне личным поражением. Сейчас я понимаю, что можно было бы иногда просто остановиться, поехать к родителям, выдохнуть, набраться сил. Но тогда нет.
Я всегда жила в режиме «работаю даже во сне». У тебя одна работа? Слабак, возьми ещё пять. Сейчас я иначе на это смотрю, но путь был таким.
— Сегодня ты генеральный директор «Автомаркетолога». Ты довольна своей позицией и командой?
— Я очень тревожный человек, синдром самозванца со мной всегда. Я не сомневаюсь в том, что могу быть на этой позиции, но часто думаю, правильно ли приняла то или иное решение.
А вот командой я очень довольна. Это большое счастье работать с людьми, которые отдаются делу полностью и делают чуть больше, чем требуется. Я сама так делаю, и рядом со мной собрались такие же. Это очень заряжает.
— Что бы ты сказала тем, кто только начинает свой путь?
— Побеждает тот, кто делает регулярно и не зацикливается на идеальном результате. Лучше сделать хорошо и вовремя, чем долго думать о совершенстве и не сделать ничего.
Большие результаты складываются из маленьких шагов. Здесь важна не мотивация, а дисциплина. Каждый день писать, общаться, узнавать новое, накапливать знания. Делать это регулярно. Только так появляется профессионализм, имя и ощущение, что ты действительно что-то сделал.
Разговор с Татьяной Акимовой — это история про профессиональный путь без иллюзий. Её карьера складывалась из рутинных шагов, постоянного обучения, сомнений и внутренней дисциплины.
Из журналистики, где важно быть везде и всегда, выросло управленческое мышление и умение держать процесс, людей и результат в одной системе, не теряя ощущения реальности. История Татьяны напоминает нам: сила в регулярности.