Найти в Дзене

Собрали 5,5 млрд с туристов в 2025-м. Куда ушли? 🙈 Общий бюджет проглотил. Как всегда

Помните, как нам обещали, что туристический налог пойдёт на развитие инфраструктуры для путешественников? Новые набережные, указатели, туалеты — всё то, чего так не хватает российским курортам? Ну так вот. За 9 месяцев 2025 года муниципалитеты собрали 5,5 миллиарда рублей туристического налога. Цифра красивая. Сам директор департамента развития туризма Минэкономразвития Георгий Груша с гордостью отчитался об этом в Госдуме. А теперь барабанная дробь... На развитие туризма направили... 12%. То есть из 5,5 миллиардов на туристическую инфраструктуру заложили аж 680 миллионов. Остальные 4,8 миллиарда? Ну, они как-то... растворились. В «общем бюджете». На «нужды региона». Понимаете? И тут невозможно не вспомнить историю, которая происходит буквально прямо сейчас с утилизационным сбором на автомобили. Депутат Госдумы Алексей Корниенко задал Минпромторгу простой вопрос: сколько в России заводов по утилизации автомобилей? Логично же — собираем утильсбор на утилизацию, должны знать, куда машин
Оглавление

Помните, как нам обещали, что туристический налог пойдёт на развитие инфраструктуры для путешественников? Новые набережные, указатели, туалеты — всё то, чего так не хватает российским курортам?

Ну так вот. За 9 месяцев 2025 года муниципалитеты собрали 5,5 миллиарда рублей туристического налога. Цифра красивая. Сам директор департамента развития туризма Минэкономразвития Георгий Груша с гордостью отчитался об этом в Госдуме.

А теперь барабанная дробь...

На развитие туризма направили... 12%.

То есть из 5,5 миллиардов на туристическую инфраструктуру заложили аж 680 миллионов. Остальные 4,8 миллиарда? Ну, они как-то... растворились. В «общем бюджете». На «нужды региона». Понимаете?

«А помнишь, как с утильсбором было?»

И тут невозможно не вспомнить историю, которая происходит буквально прямо сейчас с утилизационным сбором на автомобили.

Депутат Госдумы Алексей Корниенко задал Минпромторгу простой вопрос: сколько в России заводов по утилизации автомобилей? Логично же — собираем утильсбор на утилизацию, должны знать, куда машины деваются.

Ответ министра Антона Алиханова можно вешать в рамочку:

«Действующие реестры не позволяют выделить автоперерабатывающие заводы в отдельную категорию»

Перевожу с чиновничьего: мы не знаем и не можем посчитать.

При этом утильсбор в 2025 году принёс в бюджет около триллиона рублей. ТРИЛЛИОН. Но вот сколько заводов этим занимается и занимается ли вообще кто-то — это информация, недоступная российским министерствам.

По данным МВД, в 2024 году официально утилизировали аж 38 тысяч машин. При том что в стране их миллионы ежегодно выбывают из эксплуатации. Куда деваются остальные? Тайна, покрытая ржавчиной.

Ассоциация ломозаготовителей подтверждает

Национальная ассоциация переработчиков ломов цветных и чёрных металлов уточняет: ни одна компания, занимающаяся реальной утилизацией, не получает ни копейки от этих сборов.

То есть собираем на утилизацию → утилизаторы денег не видят → заводы посчитать не можем → но сбор исправно растёт.

Схема?

-2

*По утверждению переработчиков

Когда-то курортный сбор был целевым — деньги шли строго на туристическую инфраструктуру. Теперь «улучшили» — сделали просто налогом в общий котёл. Прогресс!

Мораль

Когда в следующий раз услышите про новый сбор «на что-то полезное» — просто вспомните эти истории. Собрать умеем. Посчитать, куда ушло — не очень. Проконтролировать — вообще не наш метод.

Зато реестры у нас, как выяснилось, не позволяют.

А вы говорите — цифровизация...