Найти в Дзене
ЛенПросвет (Hellen Geographic)

Трамвай, слёзы и поговорка: история одной улицы в блокадном Ленинграде

Через три дня будет годовщина снятия блокады Ленинграда. Блокада — это история о мужестве и стойкости русского народа, а также о жестокости и самонадеянности врага. И порой история живёт в самых неприметных местах. Например, на Можайской улице в Петербурге стоит ничем не примечательная тяговая подстанция №15 «Клинская». Проходишь мимо — и не знаешь, что это — тихий герой войны. Да, именно это небольшое, скромное здание подарило радость и надежду жителям блокадного Ленинграда — здесь 7 марта 1942 года произошёл пуск первого напряжения для трамвая после полного прекращения движения зимой 1941 года. В. М. Немзер, вспоминает «взобравшись на площадку вагона и опустив бугель, я включил контроллер. Вагон вздрогнул, но не пошел. Значит, ток был, но что-то мешало. Тут мы увидели, что вагон стоит на куче смерзшегося льда, снега и нечистот. Когда это было расчищено, я вновь подключил контроллер, и вагон плавно пошел по Загородному проспекту, как будто бы не стоял три месяца, обледеневший на улиц
Оглавление

Через три дня будет годовщина снятия блокады Ленинграда. Блокада — это история о мужестве и стойкости русского народа, а также о жестокости и самонадеянности врага. И порой история живёт в самых неприметных местах.

Например, на Можайской улице в Петербурге стоит ничем не примечательная тяговая подстанция №15 «Клинская». Проходишь мимо — и не знаешь, что это — тихий герой войны.

Тяговая подстанция № 15 «Клинская» фото из Википедии
Тяговая подстанция № 15 «Клинская» фото из Википедии

«Вагон плавно пошёл, как будто не стоял три месяца обледеневший»

Да, именно это небольшое, скромное здание подарило радость и надежду жителям блокадного Ленинграда — здесь 7 марта 1942 года произошёл пуск первого напряжения для трамвая после полного прекращения движения зимой 1941 года.

Трамвай на Московском проспекте, 7 декабря 1941 года
Трамвай на Московском проспекте, 7 декабря 1941 года
В. М. Немзер, вспоминает «взобравшись на площадку вагона и опустив бугель, я включил контроллер. Вагон вздрогнул, но не пошел. Значит, ток был, но что-то мешало. Тут мы увидели, что вагон стоит на куче смерзшегося льда, снега и нечистот. Когда это было расчищено, я вновь подключил контроллер, и вагон плавно пошел по Загородному проспекту, как будто бы не стоял три месяца, обледеневший на улице. В тот же вечер также удалось сдвинуть ещё один грузовой вагон на площади Труда»

Слёзы вожатой на Невском

Потом заработали другие подстанции. И 15 апреля 1942 года трамвай пошёл по Невскому проспекту. Писатель Николай Тихонов в «Ленинградских рассказах» запечатлел эту сцену:

«Люди бросили работы, смотрели, как дети на игрушку, на бежавший по рельсам вагон, и вдруг раздались аплодисменты десятков тысяч... А вожатая вела вагон и стряхивала слёзы, которые набегали на глаза. Но это были слёзы радости».
Трамвай, пересечение Невского и Литейного проспектов. 1942 год, 456 день блокады
Трамвай, пересечение Невского и Литейного проспектов. 1942 год, 456 день блокады

С трамвайным гудком в Ленинград возвращалась жизнь.

А при чём здесь балерина?

Сама Можайская улица находится в уникальном историческом районе — Семенцах (между Обводным каналом и Московским проспектом).

И существует старинная мнемоническая фраза, чтобы запомнить порядок улиц:

«Разве Можно Верить Пустым Словам Балерины?»

За каждой буквой — улица:

· Рузовская
· Можайская
· Верейская
· Подольская
· Серпуховская
· Бронницкая

Каждая улица получила своё имя в честь подмосковного города. Эти улицы появились в середине XVIII века на землях Семёновского полка и назывались просто «улица первой роты», «улица второй роты»…

Сам полк получил свое наименование от села Семёново под Москвой, где он был основан лично Петром Великим в конце XVII столетия. Полк прибыл в Петербург в первой половине XVIII века, сперва размещался на Петроградской стороне, затем с 1738 года обосновался около Загородного проспекта. И вот теперь у каждой улицы своё имя и своя память.

А на Можайской улице так и стоит скромная подстанция. Её стены помнят...