Найти в Дзене
Svetlana Shulgina

Что тут не понятного, или зачем нам сноски в тексте

Некоторые авторы на всякий случай подробно описывают и объясняют вот прямо всё-всё-всё. В одной книге я встречал сноски со слов «Ленин» и «фараон». Действительно, а вдруг кто-то не знает? Но, действуя из благих побуждений, такие авторы отталкивают многих читателей. Мало кому по душе, когда его держат за школьника, — и особенно это не нравится умным и начитанным людям. Книга от таких постоянных объяснений в лоб начинает казаться проще не в смысле «яснее», а в смысле «примитивнее». Это, конечно, не значит, что не нужно вообще ничего объяснять, что можно просто бросить читателя как в холодную воду в непонятные события незнакомой вселенной, и пусть выплывает как-нибудь сам. Но можно положиться на его знания и на его читательский опыт, на интеллект, наблюдательность, на любопытство наконец. Мы же не только детективы читаем для того, чтобы немного поработать головой и получить от этого удовольствие. Чтобы вы лучше понимали, что я имею в виду, я сейчас покажу три приёма, как можно дать инфо

Что тут не понятного, или зачем нам сноски в тексте...

Некоторые авторы на всякий случай подробно описывают и объясняют вот прямо всё-всё-всё. В одной книге я встречал сноски со слов «Ленин» и «фараон». Действительно, а вдруг кто-то не знает? Но, действуя из благих побуждений, такие авторы отталкивают многих читателей. Мало кому по душе, когда его держат за школьника, — и особенно это не нравится умным и начитанным людям. Книга от таких постоянных объяснений в лоб начинает казаться проще не в смысле «яснее», а в смысле «примитивнее».

Это, конечно, не значит, что не нужно вообще ничего объяснять, что можно просто бросить читателя как в холодную воду в непонятные события незнакомой вселенной, и пусть выплывает как-нибудь сам. Но можно положиться на его знания и на его читательский опыт, на интеллект, наблюдательность, на любопытство наконец. Мы же не только детективы читаем для того, чтобы немного поработать головой и получить от этого удовольствие.

Чтобы вы лучше понимали, что я имею в виду, я сейчас покажу три приёма, как можно дать информацию в тексте, не говоря ничего или сказав очень мало.

1️⃣ Незнакомые слова можно не объяснять, а помещать в контекст, высвечивающий их смысл. Например, вы пишете: «Надел богато расшитый охабень», — и читатель понимает, что это какая-то одежда. Плотность таких необъясняемых слов может быть довольно высокая (почитайте, например, романы Дмитрия Балашова) — но если автор к каждому из них задал вопрос: «А ясен ли хотя бы общий смысл из контекста?» — текст останется понятным.

2️⃣ Вам совершенно не обязательно рассказывать что-то о герое или о событиях напрямую, в виде связной лекции на несколько абзацев. Вы можете раскидать значимые фрагменты — здесь пара слов, там предложение — по нескольким главам, и читатель постепенно соберёт общую картину. А если вы боитесь, что он по невнимательности пропустит эти детали, сделайте вначале какой-нибудь вопиющий пропуск, дайте нестыковку или странность, бросающиеся в глаза, — и будьте спокойны, любопытство (и внимание) читателя включится на полную.

3️⃣ По одной-единственной детали начитанный человек способен восстановить целую систему, как палеонтолог по косточке — динозавра. Например, герои летят на дирижабле — и у нас уже какой-то стимпанк, или конец XIX века, или ещё что-то в этом духе с удивительными научными открытиями и причудливыми механизмами. Или: герой произносит одну-единственную фразу, и мы понимаем, что он военный (или полицейский, или инженер, или учёный).

Кстати, на этой особенности человеческой психики достраивать одну или несколько деталей до некой знакомой системы основан один приём, который мне очень нравится: когда мир или герой внезапно оказывается совсем не тем, каким представлял его читатель. Иногда такой перевёртыш используется в конце (это хорошо работает в рассказах), иногда — в середине повествования, а иногда их бывает даже несколько.

Материал взят с канала " Перепишите ".

#впомощьпишущим

#ТСБ