Автор: Светлана Мариничева
Журналист, фотограф, главный редактор журнала "Мой прекрасный сад"
Проблема импортозамещения необходимых растений на российском рынке при пристальном рассмотрении оказалась вовсе не проблемой, а стимулом для дальнейшего развития. Почему случилось именно так и как этим фактором воспользовались российские питомниководы? Читайте, что думают об этом руководители вполне успешных питомников, и какие прогнозы они дают на ближайшее будущее.
Евгения МОРГУНОВА, питомник «ЭКОТОН», г. Орел
«Хотелось бы все-таки завалить мир своими растениями, а не везти на родину то, что возят все»
Импортозамещение у нас получается – это точно. И свидетельство тому – зеленые выставки, на которых все больше и лучше выставляются именно наши растения в самых разных позициях. Особенно это заметно по выставке «Кооперация питомников», где за пять лет вырос не только уровень подачи стендов, но и качество посадочного материала и его разнообразие.
В силу специализации нашего питомника я в большей степени могу судить о ситуации с многолетниками. По травянистым растениям ниши начинают закрываться все больше и больше, на отечественном рынке появились даже производители, которые специализируются на производстве ОКС оптом. Естественно, все начинается с особенно массовых культур – вейников и котовников. Их производство более коммерчески выгодно, поскольку технологично с точки зрения выращивания. За культуры с «длинным» циклом, которые требуют больше времени на разрастание, народ берется менее охотно, но и их мы начинаем потихоньку «закрывать» собственными силами без помощи импорта.
Узкое место – какие-то новые, недавно созданные сорта, поставки которых по-прежнему идут из-за рубежа. Но есть очень правильный, на мой взгляд, подход – использовать в проектах и садах интересные местные растения. Их в нашей стране в избытке, но они пока не очень известны (например, сибирский котовник) или стахис прямой, который сейчас кроме нас мало кто выращивает. А ведь это растение создает дополнительный субдоминантный эффект в луговых природных цветниках, проявляет равную устойчивость и к засухе, и к затоплению. Уверяю вас, отечественные видовые растения не менее декоративны, чем зарубежные сорта, но гораздо более приспособлены к нашим условиям существования. Хотелось бы все-таки завалить мир своими растениями, а не везти на родину то, что возят все.
Сейчас мы вполне успешно замещаем самые традиционно ходовые культуры новой России: шалфеи (даже сорта «Карадонна» и «Аметист»), вейники, котовники, эхинацеи. Чем мы не закрыты? Это прежде всего, новые сорта с которыми больше работают садовые центры, нежели ландшафтники. Белый котовник, какая-нибудь супермахровая оранжевая эхинацея, пестролистные очитки и камнеломки, и прочая экзотика. А спрос на растения, которые максимально используют в своих проектах ландшафтники, мы более-менее закрываем.
Отрадно, что мы уже научились выращивать необходимое, причем в разных объемах: и Р9, и С3 и даже дальше. В большом количестве появляются новые и очень активные питомники, которые успешно справляются с замещением. Но самое главное – мы начинаем специализироваться, а значит – еще больше работать над качеством. Про будущее могу сказать, что, несмотря на довольно быстрые темпы импортозамещения, не все позиции будут закрыты отечественным материалом, поскольку сейчас в отрасли идет период зарабатывания денег. И если я не могу «победить» какую-то культуру – мне легче заказать ее в Европе. Но когда есть выбор – многие предпочитают покупать у своих. И дело здесь не только в патриотизме, но и во вполне утилитарных моментах: серая доставка, ужасный пересорт и недостаточно высокое качество европейских растений. Конечно, и наши растения не всегда выращены как по ранжиру и с доставкой бывают накладки… Но – мы учимся. И на мой взгляд, это прекрасно.
Екатерина ЖУКОВА, питомник «Дикие травы», Тульская обл.
«Обходим тонкие места: в проектах заменяем луковичные растения раннецветущими местными культурами»
Не скажу за весь рынок, но при создании наших ландшафтных объектов мы уже полностью обходимся российским материалом. Деревьев, кустарников и многолетников вполне хватает, есть проблема только с луковичными растениями. Вот их приходится покупать у фирм, которые все еще привозят нужные виды из-за рубежа, в основном – из Европы, как правило из Голландии. Но мы стараемся обойти это тонкое место: в своих проектах все чаще заменяем луковичные растения раннецветущими местными культурами, но полностью это сделать пока не удается.
Что же касается остальных растений для наших объектов, то мы или производим их в питомнике или закупаем у коллег по цеху. А чтобы не сомневаться в качестве, работаем только с проверенными поставщиками. Если же чего-то не хватает по дизайн-проекту, то мы лучше поменяем наименования и сорта посадочного материала, чем возьмем растения у непроверенных продавцов.
Денис и Ирина ПОЛЯКОВЫ, питомник «Мамина дача», Владимирская обл.
«Спасибо европейцам за то, что оставили нам наш рынок – поработать!»
Импортозамещение? Движется, да еще какими темпами! Растения в С2-3-4-5-7 удалось спокойно заместить практически по всем позициям, да и некоторые позиции по крупномерам тоже. Прежде всего – определенные стриженые формы, причем уже массово, а не в виде исключения. Мы, например, заместили «зонты» из боярышника и липы, а еще – крупные (до 4 м) зонты из клена Гиннала, а дубы Фастигиата – даже до 8 м.
Почему так? Все просто: когда рынок закрылся, появился смысл массово начинать процесс импортозамещения. И вот теперь нет сомнений, что с рынка «зонтов» Германия нас уже не сдвинет. Только мы, например, стрижем уже три года и в питомнике сидят поля таких растений. А ведь этим занимается не только наш питомник, есть и другие. Да, раньше боярышник продавали просто кустом, поскольку не видели смысла особо вкладываться в эту позицию – был дешевый импорт, закрывавший все потребности в таких растениях. Потом внезапно импорт стал дорогим, мы, например, потратили год, чтобы выбрать и купить растения, которые максимально быстро можно довести до нужного вида и кондиции. А дальше уже пошло по накатанной: сформировалась культура стрижки и почти одновременно с этим процессом пришло понимание, что нужно покупателю, какие возможны варианты и как их делать. Так что спасибо европейцам за то, что оставили нам наш рынок – поработать.
Причем вот что интересно: одновременно сошлись два фактора – закрытие импорта и бешеный всплеск стройки. Большего подарка для нас и желать не приходилось. За два-три спокойных и сытых года просто грех было не взять в руки инструменты и не пойти делать мощные дорогие формы. И если раньше мы жили по принципу «нам бы успевать копать», то теперь «простриглись» и товар резко возрос в цене. Но чтобы выйти на это, нам нужен был хороший пинок, который, собственно, мы и получили. И в итоге вышли на рынок с блоками, зонтиками, шариками и крышами. Не только мы – многие. Теперь вот толкаемся уже между собой – кто будет все это продавать. Ну а Европа приезжает лишь иногда. Да, за ними остались аллейные деревья, но их создание - реально очень долгий процесс. Например, у нас есть немножко аллейной липы, но она сидит уже 12 (!!!) лет и время ее еще не пришло.
А еще в наших питомниках появились полные циклы – от семечка до крупномера – и сейчас они замыкаются один за другим. К тому же, если вспомнить, что некоторое время назад на теплицы была огромная очередь с оплатой за полгода до поставки, можно представить, насколько расширился тот же процесс зеленого черенкования. И его заместили почти полностью, за исключением отдельных неукореняемых позиций, типа фундуков (для них нужна культура отводков и специальные машины для их массового получения). Впрочем, есть вероятность, что кто-то из наших соотечественников уже купил такой комплекс и через несколько лет мы увидим на рынке огромное количество саженцев ореха. Тем более, что в результате всех этих санкционных игр в отрасль пришло столько денег, что теперь можно позволить себе и дорогую технику, и дорогостоящие процедуры.
Андрей ЩЕТИНИН, питомник «ПАВЛОВСКИЙ», Калужская обл.
«Чтобы не влететь из обоймы, мы должны постоянно работать над повышением качества, а если точнее – над соотношением цены и качества»
Даже не сомневаюсь, что импортозамещение сегодня вполне удается, с каждым годом появляется все больше питомников, которые не только уверенно расширяют ассортимент, но и выбирают отдельную специализацию. Ведь, на мой взгляд, импортозамещение у нас будет успешно работать в том случае, когда питомники выберут относительно узкую специализацию и станут ее активно развивать. Потому что лишь в этом случае они смогут подтянуть необходимое оборудование и современные технологии, просто необходимые для успешной конкуренции с западом. К тому же, сегодня на рынке сложилась довольно неблагоприятная ситуация с перевозками и цена на логистику выросла пости на 50 % от прежней европейской, и это дает нашим питомникам фору для активного развития.
За качество растений сегодня нам краснеть не приходится. Учитывая, что питомников сейчас стало очень много, покупатели могут себе позволить покапризничать. А значит, все мы, чтобы не влететь из обоймы, должны постоянно работать над повышением качества, а если точнее – над соотношением цены и качества. Ведь в последнее время продать некондиционные растения практически невозможно. Например, в нашем питомнике я уже дал команду выкинуть все, что не готово к продажам. Не только потому, что они не проходят по качеству, а, например, из-за того, что определенные виды и сорта весной плохо выходят из зимовки или слишком засорены сорняками, их реально проще и даже рентабельнее именно выкинуть, а не пытаться спасти. И если раньше мы все это доращивали в надежде, что получится продать по более низкой цене, то теперь уже не тратим на них время и силы.
Так что с импортозамещением у нас все получается или получится в обозримом будущем. Конечно, прививки хвойных требуют более сложных и более долгих циклов, а значит – на освоение и замещение этого сегмента нужно чуть больше времени. Главный дефицит рынка на сегодня – привитые хвойные и аллейные деревья. Они более сложны в производстве и требуют более долгих циклов выращивания. Но и эту нишу наши питомники потихонечку успешно занимают. И если по отношению к нам западные партнеры будут продолжать себя вести так же, как сейчас, то вероятнее всего вернуться на российский рынок они уже не смогут. Логистические решения из Европы к нам и сейчас достаточно дороги, а конкуренция между российскими производителями приведет к тому, что мы потихонечку будем вынуждены снижать стоимость растений. Тогда европейские питомники просто не выдержат конкуренции, поскольку не смогут предложить достойные растения по нашим ценам.
Спрос рождает предложение. И если пока привитые хвойные и аллейные деревья продаются с высокой маржинальностью, то потом эта история закончится, и цены станут более приемлемыми. Сегодня всего несколько питомников выращивают, например, аллейные деревья и один-два питомника делают прививки на хвойных, но, когда их будет двадцать или еще больше, цена неизбежно пойдет вниз, потому что они начнут конкурировать между собой. А значит – начнут снижать стоимость и еще больше работать над качеством. Тогда в сухом остатке мы будем иметь отличные растения за приемлемые деньги. А европейские поставщики уже будут думать, как вернуться на российский рынок или куда сбыть свой товар.