Найти в Дзене

Как ложное обвинение отца едва не погубило Пушкина

Сергей Львович Пушкин – отец великого поэта - прожил жизнь в изящной позе. Офицер, почти не знавший службы, помещик, не любивший деревни, верный муж, страстно увлекавшийся женскими улыбками. Его настоящее призвание было быть душой общества. Он блистал остроумием, декламировал целые пьесы Мольера наизусть, и его жесты, его шутки, его каламбуры были выверены и отточены, как движения танцора. Дома, в кругу семьи, этот блеск мерк, сменяясь хмурой скукой и жалобами на вечные долги. Так он и жил, блистательный гость в теле скучающего хозяина. Эта двойственность отразилась на его отношениях с детьми, особенно с сыном Александром. Сергей Львович, человек французского воспитания, не понимал буйного, неукротимого нрава мальчика. Он не был жестоким отцом — руку на детей никогда не поднимал, но и любви особой не проявлял. Его родительские чувства были скорее вежливым равнодушием. Лишь когда юный Александр поразил всех на лицейском экзамене, отец ненадолго оживился интересом к нему. Но эта искра бы
Оглавление

Сергей Львович Пушкин – отец великого поэта - прожил жизнь в изящной позе. Офицер, почти не знавший службы, помещик, не любивший деревни, верный муж, страстно увлекавшийся женскими улыбками. Его настоящее призвание было быть душой общества. Он блистал остроумием, декламировал целые пьесы Мольера наизусть, и его жесты, его шутки, его каламбуры были выверены и отточены, как движения танцора. Дома, в кругу семьи, этот блеск мерк, сменяясь хмурой скукой и жалобами на вечные долги. Так он и жил, блистательный гость в теле скучающего хозяина. Эта двойственность отразилась на его отношениях с детьми, особенно с сыном Александром.

Они были чужими друг другу почти с самого начала

Сергей Львович, человек французского воспитания, не понимал буйного, неукротимого нрава мальчика. Он не был жестоким отцом — руку на детей никогда не поднимал, но и любви особой не проявлял. Его родительские чувства были скорее вежливым равнодушием.

-2

Лишь когда юный Александр поразил всех на лицейском экзамене, отец ненадолго оживился интересом к нему. Но эта искра быстро погасла в привычной скупости и жалобах на нехватку денег, которые он скупо высылал уже взрослому, опальному сыну.

Родной человек его продал за деньги и добровольно стал шпионом

Случай, навсегда расколовший их мир, произошел в 1824 году. Александра, уже известного поэта и уже неугодного власти, сослали в родовое Михайловское – имение его матери - под надзор.

Н. Ге. Пушкин в селе Михайловском
Н. Ге. Пушкин в селе Михайловском

Для отца это стало испытанием: он боялся, что из-за поведения опального сына и его «вольнодумных» стихов неприятности могут обрушиться и на всю семью. Ситуация стала невыносимой, когда отцу было предложено просматривать личную переписку сына — по сути, стать официальным шпионом. Пушкин тяжело переживал предательство.

В письме к своему другу и покровителю Василию Жуковскому от 31 октября 1824 года он с горечью описывал, как отец, находясь в раздражении, называл его «чудовищем» и «выродком», запрещал младшему брату общаться с ним и обвинял в безбожии.

Поэт, пытаясь объясниться, высказал отцу всё, что накипело за месяцы унижений. В ответ, как писал Пушкин Жуковскому, Сергей Львович, оставшись с ним наедине, выбежал из комнаты и объявил всем домашним, что сын хотел его ударить и замахнулся на него.

Сергей Львович отличался одновременно вспыльчивым и сентиментальным нравом, он любил собак и был очень привязан к псу Руслану, которого просил изобразить на портрете
Сергей Львович отличался одновременно вспыльчивым и сентиментальным нравом, он любил собак и был очень привязан к псу Руслану, которого просил изобразить на портрете

Это ложное и чудовищное по тем временам обвинение (угроза отцеубийства) ставило Пушкина вне закона и грозило ему катастрофическими последствиями — вплоть до каторги и Сибири. После этой ссоры родители покинули Михайловское, а общение между отцом и сыном прекратилось на 4 года.

Овдовев, Сергей Львович всё так же блистал в гостиных

После смерти своей жены Надежды Осиповны в 1836 году он, уже будучи пожилым человеком, «ухаживал за всеми попадавшимися ему молодыми девушками и женщинами».

Только теперь его волокитство, всегда бывшее его слабостью, приняло почти гротескные формы. Он умудрялся влюбляться и делать предложения молодым девушкам, будучи уже толстым, глуховатым, беззубым стариком.

Как пишут мемуаристы, он был влюблён в Анну Петровну Керн — ту самую, которой его сын Александр посвятил «Я помню чудное мгновенье…» (1825г.).

В рукописных списках стихотворений, подготовленных самим Пушкиным для издания, это произведение значится под названиями «К Керн А. П.» и «Керн». Это прямое указание поэта.

Ольга Сергеевна Пушкина (в замужестве - Павлищева)
Ольга Сергеевна Пушкина (в замужестве - Павлищева)

Сергей Львович писал ей страстные письма и продолжал ухаживать. Самый поразительный эпизод относится к его последним дням. По свидетельствам, находясь на смертном одре в 1848 году, он сделал предложение дочери той самой Анны Керн.

Эта страсть к романам была частью его натуры. Даже в старости, будучи «толст, глух, беззуб», он самозабвенно предавался волокитству. Интересно, что эту черту — «пристрастие к женщинам и поэзии» — Сергей Львович, по мнению многих исследователей, передал своему великому сыну.

Александр Пушкин также был известен своей влюбчивостью. Можно сказать, что страстный, увлекающийся характер отца в гениальном сыне преобразился в мощную творческую и жизненную силу.

Александр стал знаменитостью и создал семью

Лев Пушкин. Рисунок А.О. Орловского
Лев Пушкин. Рисунок А.О. Орловского

Примирение наступило лишь в 1828 году. Они помирились через посредников, благодаря усилиям друзей. Этому способствовали не только хлопоты друзей, но и изменения в жизни самого Александра Пушкина: женитьба и рождение детей. Сергей Львович, став дедом, смягчился. Они не вспоминали о прошлом.

Незадолго до роковой дуэли поэт приехал к отцу в Москву. Всё в его жизни тогда катилось под откос: долги, клевета, интриги вокруг жены. И в тот вечер он, уже взрослый, знаменитый мужчина, опустил голову на плечо старика и заплакал.

А Сергей Львович, забыв все свои анекдоты и каламбуры, просто молча гладил его по спине и успокаивал. Это, наверное, был их первый и последний настоящий разговор.

Страшная весть о дуэли и смерти сына настигла отца в Москве. Рассказывали, что, узнав, он долго отказывался верить, словно безумный. А потом в нём что-то сломалось.

Все его светские ужимки, весь его карнавальный лоск осыпались, как старая позолота, обнажив простую, безутешную человеческую боль. Он стал тихим, замкнутым. Летом того же года он гостил у знакомых за городом.

Усадьба в Болдино - одном из сёл Пушкина
Усадьба в Болдино - одном из сёл Пушкина

В гостиной, на тумбочке, стоял привезённый из Москвы гипсовый бюст его сына. Сергей Львович сначала не заметил его. Потом взгляд упал на знакомые черты. Он медленно поднялся, подошёл, обхватил холодный гипс руками, прижался к нему лбом и зарыдал.

Рыдания старика были так страшны и искренни, что плакали все присутствовавшие. В этой сцене не было уже ни тени того светского актёра. Это был просто отец, потерявший сына.

Его последние годы были одиноки

Дочь далеко, младший сын на службе. Он тихо доживал свой век, и лишь старая, неистребимая слабость к женскому вниманию иногда, как призрак прежней жизни, напоминала о себе.

Он умер в 1848 году, пережив своего гениального сына на одиннадцать лет. Сергей Львович остался в истории не просто как «отец Пушкина», а как сложный, противоречивый человек, который всю жизнь играл в лёгкость, но узнал тяжесть настоящего горя, так и не смог быть близким отцом, но чьё отцовское сердце всё-таки разорвалось от потери.

Слезы сына на плече отца и рыдания отца у бюста сына - что понял Сергей Львович в те четыре года разрыва? Напишите комментарий!

Подпишитесь на новости канала и поддержите статью лайком!