Найти в Дзене
Адъютант ВД

РЕЗЕРВЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ВОЙНЕ И В ВОЕННОМ ИСКУССТВЕ

В этом смысле есть негативный для нас стратегический пример в ходе нынешней войны.
Наше высшее политическое руководство и военные стратеги не предприняли своевременно никаких действий по созданию стратегических военных резервов посредством мобилизационного развёртывания военных сил РФ и повышения уровня милитаризации государства после провала СВО, окончательно произошедшего после срыва первых
Оглавление

Из открытых источников
Из открытых источников

Общее понятие военного резерва - это:

  • составная часть военных сил государства (часть его главных военных ресурсов), предназначенная для доукомплектование регулярных войск до штатов военного времени, создания новых воинских формирований при мобилизационном развёртывании, а также для восполнения их потерь в ходе военных действий, не задействованная для постоянной военной службы в мирное время;
  • запас сил/средств уже существующий в военных силах в целом и в конкретных воинских формированиях для различных ситуаций, а также на непредвиденные случаи, сохраняемый до определенного времени и вводимый в действия при изменении обстановки или возникновении новых задач.

Одним из важнейших критериев военного искусства является умение создавать и использовать резервы сил/средств в нужный момент времени и маневрировать ими в пространстве, контролировать их расход.

В этом смысле есть негативный для нас стратегический пример в ходе нынешней войны.

Наше высшее политическое руководство и военные стратеги не предприняли своевременно никаких действий по созданию стратегических военных резервов посредством мобилизационного развёртывания военных сил РФ и повышения уровня милитаризации государства после провала СВО, окончательно произошедшего после срыва первых переговоров в Стамбуле, отступления наших войск из под Киева и со всей северо-восточной Украины.

Была сделана попытка вести полномасштабную межгосударственную, региональную и общевойсковую войну, к которой привел провал СВО, компактным, профессиональным контингентом от армии мирного времени и добровольцами, в том числе различными ЧВК, со ставкой на имеющиеся общее значительное количественное (в тактических), количественное и качественное (в оперативных и стратегических) вооружениях превосходство над противником. Это не привело к срыву мобилизационного развёртывания врага и возможности формирования им стратегических резервов.

Противник при помощи быстро скооперировавшегося и мощного альянса западных союзников во главе с США, осуществил стратегическое мобилизационное развёртывание и переход к степени милитаризации Украины по режиму военному времени. Тем самым, в коротком периоде создал за счёт сформированных стратегических резервов кратное преимущество в живой силе, примерное равенство в вооружениях и иных средствах в тактической зоне боевых действий.

Самонадеянное полагание военно-политического руководства РФ, связанное прежде всего с переоценкой своих боевых возможностей и недооценкой таких у противника, а также значения, оказываемой ему помощи от альянса союзников, в ходе конвенциальной вооруженной борьбы, повлекло за собой стратегическое поражение наших осенью 2022 года, ещё больше вдохновив и сплотив враждебный лагерь против России.

Результатом данной стратегической ошибки стала - невозможность одержанния быстрой военной победы над противником с достижением заявленных политических целей и долгая позиционная война на измор.

Этот факт на протяжении дальнейшей войны официальная пропаганда пытается прикрыть довольно глуповатым трендом о том, что нашего стратегического поражения на том этапе не было, а наше руководство «доверчивое и добренькое», происходящее в дальнейшем - это не негативные для России последствия. Просто наше руководство так «хотело, задумывало и планировало».

Обосновывается все тремя основными доводами.

1). «Хитрым и многоходовочным», очень дальновидным стремлением российского руководства истощить не только Украину, но заодно и весь коллективный Запад в глобальном гибридном противостоянии.

2). Выиграть время для сохранения сил и подготовки на случай прямого военного столкновения с НАТО.

3). Техническим трендом о стратегическом влиянии на возникновение позиционного характера войны и ход боевых действий инновационных технологий в создании боевых беспилотных систем с их широкими возможностями и технической военной помощи союзников противнику. Что полностью перевернуло все довоенные представления о будущей войне.

Однако все эти доводы рассыпаются при общей оценке основных объективных критериев, о которых не рассказывается в вышеуказанном ракурсе.

В частности:

1). Очевидно и не требует особых доказательств тот факт, что Россия по своему технологическому и индустриальному уровню в экономике находится ниже чем ЕС и США. Об этом свидетельствует, например, доля в объёме мировой экономике и показатели в промышленном производстве. Не было и нет пока никаких перспектив изменения подобного взаимоположения в каком-то обозримом будущем.

Из чего следует вывод: РФ могла бы легко истощить в позиционной войне Украину, если бы та осталась без содержания, но не может истощить в экономической войне при глобальном, гибридном противостоянии коллективный Запад. ОСОБЕННО В СЛУЧАЕ БОЛЬШОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ТАКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ.

2). Из сведений о военных ресурсах, содержащихся в открытых источниках, в сравнении любых параметров для ведения конвенциальной войны РФ и НАТО:

-космос;

-авиация;

-флот;

-сухопутные войска;

-механизация, роботизация, автоматизация войск;

- развитие связи и информационных технологий;

-количество личного состава и качество подготовки (частота и масштаб военных учений войск);

-военные бюджеты;

-совокупный объём ВПК;

-мобилизационные ресурсы;

достаточно ясно, что военный потенциал России по своим ресурсным возможностям гораздо меньше аналогичного совокупного потенциала НАТО или даже чем только у США. РФ технологически отстает в конвенциальных средствах вооруженной борьбы.

Из чего следует, второй вывод: РФ не может выиграть конвенциальную войну с НАТО избежать поражения. Тем более, КАК-ТО СОХРАНИТЬ СИЛЫ И ЛУЧШЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ К КОНВЕНЦИАЛЬНОМУ ВООРУЖЁННОМУ ПРОТИВОСТОЯНИЮ, находясь длительное время в ситуации «горячей» войны с Украиной (неся от войны урон и не малые военные расходы) и одновременно под прессом экономической войны в длительном гибридном противостоянии со всем коллективным Западом. Единственный фактор - это ядерные технологии России и арсенал ее ЯО, но это же и взаимное уничтожение. И пока данный фактор действует, и Россия, и Запад, несмотря на опасную эскалацию, взаимно будут избегать прямого военного столкновения.

3). Инновационные технологии боевых беспилотных систем, как и масштаб военного содержания Украины альянсом ее союзников, не имели той развитости и степени влияния на военные действия в 2022 году, когда они велись сторонами в маневренной фазе преимущественно классическими вооружениями.

Беспилотники в тот период применялись в основном, как:

-технические средства ведения разведки и управления боем;

-для корректировки огня в целях повышения его точности.

Их возможности огневого поражения сводились к вертикальному метанию по большей части с самодельных устройств осколочных гранат, и то это было в стадии зарождения.

Они не представляли никакой угрозы для основных ударно-наступательных средств - бронетехники, разве что если в открытый люк удастся гранатой попасть. Бронетехника могла и вела совместный бой с пехотой, а совсем не выполняла функции «такси» для десанта часто с заездом в один конец как сейчас.

Вывод: война сначала приобрела позиционной характер, а потом уже названные факторы - боевые беспилотные системы, масштабирование военного содержания от союзников и технической военной помощи Украине проявились в полной мере, именно как технический аспект сохранения позиционности, но точно не являлись ее первоначальной и главной причиной в 2022 году.

Достаточно вспомнить, когда появились все эти дроны-сбрасыватели и дроны-камикадзе в тактической полосе, когда их стало очень много в войсках, и стали формироваться «килзоны».

Кто забыл, подскажу, стратегическое влияние высокая насыщенность войск беспилотными боевыми системами с все более расширяющимися аспектами их применения в тактической зоне боевых действий, на ТВД приобрела в первой половине 2024 года, а не в 2022 году.

Все это высвечивает главную негативную причину того, что имеется для нас в нынешней войне. На военном языке она именуется - допущение на начальном этапе военных действий, в следствии грубейшей стратегической ошибки, опережения нас противником в мобилизационном развёртывании своего государства для полномасштабной войны при содержании альянсом его союзников, С СОЗДАНИЕМ для этого необходимого СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕЗЕРВОВ.

Стратегические ошибки крайне тяжело исправлять, а иногда и невозможно. Но «кусать себя за локти» сейчас не имеет смысла. Воевать надо дальше с тем, что есть.

Все вышеизложенное - это просто яркий пример на самом высоком военно-стратегическом уровне значения резервов в войне и в военном искусстве.

Был и другой, тоже в значительной степени связанный с резервами, положительный для нас пример и негативный для врага - стратегическое поражение Украины в ее наступательной операции в 2023 году, повлекшее изменение содержания войны и расстановку сил на ТВД. Когда Украина к концу года утратила общую наступательную инициативу и вероятно навсегда. Тогда во вражеском стане самонадеянно сделали ставку не на расчёт резервов сторон для успеха операции, а на «низкий» моральный дух наших войск и отхватили по полной.

Исходя из общего понятия, в военном деле различают несколько категорий военного резерва, имеющих разное значение.

Государственный военный резерв

  • Общий военный резерв государства (собственный военный потенциал) - это его общие ресурсы, которые реально могут быть задействованны для ведения войны, помимо тех, которые уже используются в мирное время в составе его военных сил (личный состав на военной службе в армии и иных ведомств, где предусмотрена военная служба, вооружение и техника, оборудование, материальные средства обеспечения, объекты ВПК).
  • Мобилизационный резерв государства подразделяется:

1). Потенциальный мобилизационный резерв(мобилизационный ресурс) - это количество:

-людей;

-вооружений, техники, оборудования;

-материально-технических средств и иного имущества;

-объектов экономики;

которые уже подготовлены или могут быть подготовлены в процессе военных действий, и могут быть привлечены в военные силы в случае глобальной войны.

2). Организованный мобилизационный резерв (военный запас) - это составная часть потенциального мобилизационного резерва уже подготовленного и обновляемого на случай войны, но не задействующегося для постоянной военной службы в мирное время, а именно:

-количество людей, ранее проходивших военную службу или иную специальную военную подготовку, состоящих на военном учёте;

-специально созданный (складской) запас на случай войны: вооружений, техники, оборудования, боеприпасов, материально-технических средств и иного имущества, состоящих на военном учёте;

-подготовленных объектов гражданской экономики на случай перевода их «на военные рельсы» в целях расширения ВПК.

3). Текущий мобилизационный резерв - это часть потенциального мобилизационного резерва, подлежащая привлечению на военную службу в военные силы и для подготовки/обновления/наращивания организованного мобилизационного резерва с постановкой на военный учёт в каком-либо текущем периоде.

4). Действующий мобилизационный резерв - специальные формирования из состава организованного мобилизационного резерва (военного запаса), проходящие регулярную военную подготовку, законодательно не входящие до особого периода в состав военных сил (заштатные военные силы).

Например, в РФ это добровольческие формирования по контракту с МО, именуемые боевым армейским резервом, где гражданские люди, заключившие такой контракт, в процессе своей повседневной жизнедеятельности обязаны ежегодно определенное количество времени систематически проходить военную подготовку (военную службу) по территориальной (милиционной) системе по месту жительства, могут привлекаться в мирное время для выполнения специальных военных задач по решению высшей государственной власти. В Российской империи было целое сословие - казаки.

Резервы военных сил

Это часть военных сил/средств, привлечённых на военную службу, но временно не задействованная в военных действиях.

  • Категории, определяемые по степени их боеготовности к применению.

1). Резервы первой очереди - развернутые, полностью боеготовые или практически полностью боеготовые воинские формирования к немедленному применению по их назначению при выполнении одновременно как наступательных, так и оборонительных задач.

Они содержатся в наивысшей степени боеготовности. Имеют полную или не ниже 90% укомплектованность личным составом, вооружением и техникой. Располагают собственными необходимыми запасами материальных средств: боеприпасов, ГСМ, продовольствия, медицинского и вещевого имущества не менее чем на сутки и более интенсивных боевых действий. Способны в кратчайшие сроки (от нескольких часов до 1–2 суток) приступить к выполнению боевых задач. Предназначены для:

-проведения срочных наступательных или оборонительных операций, боев;

-отражения внезапного нападения с удержанием ключевых рубежей и объектов до подхода основных сил;

-для прикрытия развёртывания главных сил.

Как правило, в их состав включаются:

-воинские формирования (полки/бригады/дивизии) быстрого реагирования;

-воинские формирования, дислоцированные вблизи вероятных направлений ударов для их наращивания либо наоборот обороны и отражения этих ударов;

-авиационные, ракетные формирования и формирования флота с коротким временем подготовки к вылету/пуску/выходу в морской операционный район:

-силы ПВО, способные немедленно прикрыть важные объекты;

-наряд стратегических ядерных сил постоянной готовности (у стран, где такие имеются), для нанесения массированного или ограниченного уничтожающего удара.

2). Резервы второй очереди - это воинские формирования, обладающие оборонительной боеспособностью, которые требуют большего времени на развёртывание (от нескольких суток до недели или немного более) для выполнения наступательных задач, нуждающиеся в доукомплектование личным составом, вооружением и техникой от 1/3 до половины.

3). Резервы третьей очереди - это все воинские формирования, находящиеся в процессе создания или переформирования, временно не обладающие боеготовностью (ни наступательной, ни оборонительной боеспособностью), имеющие в своём составе менее 50% штатной численности личного состава или вооружений и техники, запасов материально-технических средств либо только их базовый запас, для приведения которых в полную боевую готовность и развёртывания требуется время от нескольких недель до нескольких месяцев.

Обычно такие резервы включают в себя: запасные (кадрированные) воинские формирования, учебные центры резервистов из запаса или воинские формирования, находящиеся в тылу на восстановлении после утраты ими боеспосоьности в ходе боевых действий.

4). Резервы четвёртой очереди - формально существующие (практически только на бумаге) или с личным составом менее 10% от штата (управленческое ядро и его обслуживание), на основе которых планируется в перспективе создание воинских формирований.

  • По своему уровню все резервы военных сил подразделяются:

1). Стратегические резервы - боеготовые части, соединения и объединения различных видов вооружённых сил и родов войск, находящиеся в непосредственном подчинении Верховного Главнокомандования (под управлением Генштаба), а также все резервы третьей и четвёртой очередей.

Они располагаются на ТВД в прифронтовой зоне или в стратегическом тылу государства в районах формирования и обучения; по мере обретения боеготовности при необходимости выдвигаются (перебрасываются) на фронты, либо в составе полностью скомплектованного воинского формирования, либо в составе «маршевых» сил/средств для пополнения уже ведущих боевые действия воинских формирований.

2). Оперативные резервы воинских формирований (группировок сил/средств) непосредственно участвующих в военных действиях.

Они выделяются по решению командующих от фронтов (групп армий), армий и эквивалентных им по составу и военным возможностям иным оперативным группировкам войск.

Это тактические соединения и воинские части (корпуса, дивизии, бригады, полки и отдельные батальоны и эквивалентные им иные тактические формирования), мотострелковые, танковые, артиллерийские, инженерных, химических и других родов и специальных типов войск.

Оперативные резервы предназначены для решения задач в ходе операции:

-для усиления в нужный момент действующих войск и реагирования на непредвиденные изменения в обстановке в зоне ответственности указанных выше группировок войск (сил) в ходе ведения ими боевых действий в наступлении или в обороне, либо в процессе перехода от одного к другому;

-замены войск, потерявших боеспособность;

-для выполнения внезапно возникающих задач.

3). Тактические резервы воинских формирований (соединений и частей) - корпусов, дивизий, бригад, полков, а также воинских подразделений - батальонов, рот, взводов и эквивалентных им формирований, выделяемые по решению их командиров или по указанию старших начальников.

По своему родовому или специальному составу в тактических соединениях и воинских частях могут быть, как и оперативные, общевойсковыми, то есть включать в себя разнородный наряд сил/средств (пехота, танки, артиллерия, инженерные, химические, РЭБ и другие) или же однородные, однотипные.

Используются обычно для выполнения задач, возникающих в ходе боя.

В оперативный и тактический резерв от вышеуказанных формирований обычно выделяется наряд сил/средств от 1/10 до 1/5 численности основных сил/средств.

Резервы сохраняются и используются на всех уровнях: от взвода, отведённого для участия в боях на уровне роты, до целого армейского корпуса, состоящего из бронетанковых и механизированных дивизий. В составе стратегических резервов могут формироваться целые армии и эквивалентные им объединения, которые затем полностью перебрасываются на фронт или из них на ТВД могут формироваться новые фронты и Группировки войск.

Основное применение резервов:

  • оказания помощи своим войскам, уже задействованным в боевых действиях в критические (кульминационные) моменты - в наступлении, если противник обнаружит уязвимость, в обороне, если «проседают» свои;
  • защита от внезапного нападения сил противника.

В следующей публикации поговорим о российских резервах в начале нового 2026-го года.

Победы нашим!