Найти в Дзене
Православие.ONE

«Отсюда управляется весь мир, весь свет. Ты всё увидел – теперь возвращайся...» — откровение Валаамскому иеромонаху о Царствии Небесном

Дневники Валаамского монаха хранят поразительную запись о видении рая, в которой содержатся поистине удивительные откровения. Старцу было явлено не только устройство Царствия Небесного, но и грядущая судьба России и всего мира. Но об этом позже; сейчас же обратимся к тому, что узрел монах в райских обителях.
Иеромонах Иоиль, в миру Николай Волынин, происходил из крестьянской семьи и родился 23
Оглавление

Дневники Валаамского монаха хранят поразительную запись о видении рая, в которой содержатся поистине удивительные откровения. Старцу было явлено не только устройство Царствия Небесного, но и грядущая судьба России и всего мира. Но об этом позже; сейчас же обратимся к тому, что узрел монах в райских обителях.

Иеромонах Иоиль

Иеромонах Иоиль, в миру Николай Волынин, происходил из крестьянской семьи и родился 23 мая 1873 года в Петроградской губернии.

В 14 лет тяжкий недуг приковал юношу к постели — у него отнялись ноги. Но спустя три года страданий Ивану было явлено чудесное видение: таинственный старец повелел ему встать и следовать за ним. Во сне они оказались на скале у озера, напротив которой из храма вышла Жена неземной красоты в сопровождении двух схимников. Они подозвали его, и, совершив земной поклон, Иван пробудился. Этот пророческий сон даровал ему полное исцеление.

Исполненный благодарности за чудесное избавление, юноша отправился в паломничество, и Промысел Божий привел его на Валаам. Там, вглядываясь в иконы, он с трепетом узнал своих небесных заступников: Пресвятую Богородицу, святителя Николая Чудотворца и преподобных Сергия и Германа Валаамских. Так ему открылось, кто даровал ему спасение.

В 1900 году Иван сделал решительный шаг, поступив в монастырь. Его духовный путь был стремителен: в 1907 году он принял постриг с именем Иоиль, а к 1913 году был уже иеромонахом. Однако, перейдя в Александро-Свирский монастырь, он был сражен тяжелой болезнью. Спустя три месяца ему вновь явились преподобные Сергий и Герман, открыв, что недуг стал вразумлением за оставление Валаамской обители.

Отец Иоиль без промедления вернулся на Валаам. Он смиренно нес послушание в монастырском саду, а двери его кельи всегда были распахнуты для посетителей. Кроткий, невысокий ростом и неизменно приветливый — таким он и остался в памяти тех, кто искал у него совета и утешения.

Множеству учеников он дарил духовное окормление. Когда один из них пожаловался на уныние, старец дал ему мудрый и вдохновляющий ответ:

«Для чего нам унывать? Когда дети поступают на службу к царю, родители не унывают, а радуются, а ты уже поступил на службу к Царю Небесному, и для чего нам унывать, нам радоваться надо».

Последние месяцы своей жизни, с февраля 1937 года, он провел в уединенном подвиге в пустыньке на Порфирьевском острове. Иеромонах Иоиль завершил свой земной путь 25 декабря 1937 года и был погребён на Старом братском кладбище.

Видение Рая

Монах Иоиль повествует:

- Однажды ночью, в глубоком видении, я покинул свою келью. Вдалеке я услышал гул многолюдной толпы. Подойдя, я различил людей всех сословий, которые шли по дороге, оживленно обсуждая Эдем и Иерусалим.

Моей первой мыслью было, что некий богач сотворил подобие сада и дерзко присвоил ему священное имя Эдем, а люди, легкомысленно поверив, стекаются туда, обесценивая священные имена. В этот миг из толпы ко мне приблизился благообразный седовласый муж и предложил:

- Пойдем и ты с нами.

- Куда же мне идти с вами? – возразил я.

- Туда, куда и все эти люди.

- Они, – уточнил я, – направляются, как я слышал, в Эдем. Но разве может он быть на земле? Священное Писание гласит, что это Царствие Небесное, рай. Они же кощунствуют над этим святым понятием.

Тут к нам подошел светозарный юноша и спросил:

- Почему вы остановились и не продолжаете путь?

Старец указал на меня и ответил:

- Он пребывает в сомнении.

Юноша обратился ко мне со словами:

- Ты должен пойти с нами – и сам убедишься, сколь великолепен этот сад.

-2

Внезапно я услышал, как толпа начала возносить молитвы, призывая Господа и святых угодников. Я заметил среди них тех, кто прежде скрывал свою веру, а теперь открыто исповедовал её. На мой вопрос мне пояснили, что это люди, жившие среди неверующих, но тайно хранившие веру в сердце. Увидев и услышав это, я ощутил великую радость и без колебаний присоединился к шествию. Старец и юноша, говорившие со мной, растворились в толпе. Я спросил у идущих рядом:

- Кто были тот старец и юноша?

Мне открыли, что старец – это сам апостол Андрей Первозванный, покровитель православной России, а второй – Ангел Господень, помощник всем, кто взывает к нему.

Чем дальше мы продвигались, тем больше святых и святителей являлось нашему взору, и среди них – сам святитель Николай Чудотворец в полном архиерейском облачении.

Поначалу путь казался легким, но вскоре дорога пошла круто вверх. Силы начали покидать меня, и вскоре я настолько ослабел, что едва мог передвигать ноги.

Когда отчаяние уже готово было охватить меня, я захотел прилечь на траву у обочины, но в тот же миг рядом оказался святой юноша. "Здесь отдыхать нельзя", – сказал он и, указав вперед, добавил:

- Взгляни, как высоко мы поднялись над землей.

Впереди виднелся уступ, где можно было бы передохнуть. Но юноша предостерег:

- Смотри, хоть здесь и есть место для отдыха, путь назад займет долгие годы.

Слева не было даже склона, а впереди разверзлась бездонная пропасть, из которой валил черный, удушливый дым. Эти слова наполнили меня новой силой, и я устремился к самой отвесной части горы. Оттуда через темную бездну был перекинут узкий мост. Едва я дошел до его середины, как снизу донеслись душераздирающие вопли.

Обернувшись налево, я увидел людей, срывающихся в пропасть. Великий страх объял меня. Но юноша произнес:

- Поспеши, это не твоя участь.

Мы вновь ступили на твердую дорогу и, пройдя немного, достигли самой вершины горы, где остановились на небольшой площадке.

Перед нами возвышалась длинная и высокая стена, подобная природной скале. В стене были врата, у которых стоял высокий, исполненный неземной красоты муж. Юноша сказал:

- Вот этот сад и есть Эдем. Испроси у этого мужа благословения, дабы он отворил тебе врата.

Я приблизился к нему, сотворил земной поклон и попросил благословения войти в сад. Он ответил:

- Бог благословит.

И тотчас часть врат отворилась, явив взору неземной свет. Войдя, я увидел другого прекрасного мужа. Поклонившись и ему, я спросил:

- Дозволено ли мне осмотреть это место?

- Ты волен пройти по всем стезям этого сада, – разрешил он.

Я начал свой путь по тропе, уходящей влево. Здесь мне предстало здание невиданной архитектуры, непостижимой для земного воображения. Напротив него раскинулся дивный сад с деревьями и цветами поразительной красоты, не имеющей аналогов в подлунном мире. В саду я увидел резвящихся детей, исполненных чистой радости: одни гуляли по аллеям, другие с восторгом разглядывали цветы. Я уже намеревался войти к ним, но вышедший навстречу юноша остановил меня:

- Тебе сюда входить не дозволено, ибо это удел Царицы Небесной, Приснодевы Марии, и войти могут лишь те, кто с особым усердием молился Ей. Я хотел воззвать к Царице Небесной, но юноша сказал:

- Ее сейчас здесь нет; Она отправилась на помощь страждущим, взывающим к Ней.

Тогда я спросил:

- Кто же эти дети?

- Это дети матерей, которые с особенным усердием молились Царице Небесной при их рождении.

Затем я повернул направо и пошел по другой стезе. Здесь я увидел множество людей в сияющих одеждах, чьи лица светились радостью и красотой. Из толпы выделилась дева в белом платье, излучающая веселье, и я узнал в ней свою сестру. Увидев ее, я изумился, но она сказала:

- Что ты удивляешься, глядя на меня? Ты же знаешь, я болела тридцать семь лет и безропотно несла свой крест, и вот Господь вознаградил меня за это долготерпение.

Я спросил:

- Есть ли здесь еще кто-то из наших сродников?

- Здесь наши отец и мать, и дядя наш здесь.

И тут я увидел его. Он был облачен в разноцветные, дивной красоты одежды. Я стал с восхищением разглядывать его одеяние. Он спросил меня:

- Нравятся ли тебе мои одежды?

Я ответил:

- А за что тебе дарованы такие ризы?

Он поведал:

- Когда меня привели на поклонение Господу Богу, Господь изрек: "Облачите его в эти одежды, ибо он никогда и никому не желал зла".

Затем он предложил: "Пойдем, я покажу тебе обитель, в которой живу".

Невдалеке от них стояло величественное здание. Внешне оно напоминало земные строения, но было сложено из камня несокрушимой прочности. Когда мы вошли, все внутреннее пространство было залито небесным светом, позволявшим ясно видеть каждый уголок. Мы прошли по коридору мимо множества келий, где я видел людей в белых одеждах, чьи лица сияли счастьем. Так мы достигли его обители. Он спросил:

- Ну как, нравится тебе моя обитель?

- Она прекрасна, – ответил я.

- Если пребудешь в своей обители и исполнишь заповеди Божьи, – добавил он, – то и твоя будет еще лучше.

Затем они спросили меня, как я сюда попал. Я ответил:

- Я шел той же дорогой, что и все, меня позвали, и я пошел.

Они вновь спросили:

- А как ты миновал темное место?

- Просто перешел по мосту.

Я, в свою очередь, спросил:

- А как вы прошли через ту пропасть?

Сестра ответила: "Я перешла сама", а дядя сказал: "Мне помогли перейти два ангела".

Тогда я спросил:

- Кто все эти люди, которых я вижу здесь?

- Это все угодившие Богу. Здесь – простые миряне, выше – иереи, затем – монашествующие, и среди них много иноков из твоей обители, а еще выше – архиереи.

Я вновь спросил:

- А что вы делаете здесь?

Они ответили:

- Мы встречаем приходящих сюда и безмерно радуемся этому.

Затем я увидел гору, на которой стоял дивный город. Стена его была из чистого золота, украшенная узорами невыразимой красоты. Я подошел ближе, чтобы рассмотреть его. Я увидел в стене врата, подобные арке, но не имевшие створок.

-3

Подойдя к величественным вратам, к которым вела золотая ступень, я ощутил непреодолимое желание войти.

За вратами сиял дивный свет и лилось ангельское пение. Не видя никого, кто мог бы мне помочь, я решился ступить на золотую ступень и войти. Но в тот же миг передо мной предстали два светозарных юноши и остановили меня:

- Тебе сюда нельзя. Ты можешь исследовать все, куда бы ни пошел, кроме этого места.

Однако я видел, как эти же юноши пропускали внутрь других людей. Я спросил:

- Почему же им можно проходить беспрепятственно?

Юноши ответили:

- Сказано: "Невозможно человеку видеть Бога и живу быти". Эти люди завершили свой земной путь и назад не вернутся. Они идут на поклонение Господу Богу. Тебе же, живому, дано было увидеть и осмотреть этот прекрасный град, о котором говорится в Евангелии. Отсюда управляется весь мир, весь свет. Ты все увидел – теперь возвращайся в свою обитель.

Услышав это, я с горечью произнес:

- О, Господи, как здесь благостно, и неужели я должен уйти...

- Иди и исполняй заповеди Господни. Такова была воля Божья, чтобы ты все это узрел. Теперь ступай, ибо скоро ударят к утрене, и братия пойдет на молитву, иди и ты с ними.

И в тот же миг я очнулся в своей постели. Так было явлено мне устройство райских обителей.

Запись датируется 1913 годом.

Другие откровения

Среди откровений, данных иеромонаху Иоилю, особое место занимают откровения о судьбе России — факт, заслуживающий самого пристального внимания. Именно в Валаамской обители, при разборе личных вещей отца Иоиля, были найдены два его рукописных дневника. Первый из них, озаглавленный «Келейные записи иеромонаха Валаамского монастыря о.Иоиля», хранит на своей первой странице судьбоносную запись: «Сии видения были за семь дней до объявления войны Японии - России 1904 г. Записаны впервые 2-го января 1905 года, а из тетради переписано иеромонахом Иолем 30 января 1917 года».

По своей сути, дневник является чередой пророческих видений и снов, в которых отец Иоиль прозревал глубинные причины событий, потрясших Россию с 1905 по 1917 год. Видения сменяют друг друга, причем первая часть дневника посвящена откровениям, полученным от неведомого старца, а вторая содержит выдержки из трудов святых отцов. Важно отметить, что отец Иоиль придавал исключительное значение святоотеческому учению о снах и видениях, что и нашло отражение на страницах тетради.

О том, что было открыто ему, читайте в следующем материале:

Старец Иоиль записал откровения о будущем России: эти видения ему даны были от Бога | Православие.ONE

Праведная кончина

Согласно свидетельству рукописного патерика из архива Свято-Казанского скита, кончину отца Иоиля обнаружили лишь спустя несколько дней. Его отсутствие на празднике Рождества Христова, куда традиционно съезжались все монахи Валаамского архипелага, вызвало беспокойство. Посетив на следующий день келью старца, братия нашла его уже почившим: он лежал на кровати, сложив руки на груди. Впрочем, по версии архимандрита Афанасия (Нечаева), отец Иоиль «внезапно почил», идя по келье с коробком спичек, что архимандрит назвал безболезненной кончиной, которую «Господь дает праведным».

Весть о смерти иеромонаха Иоиля отозвалась скорбью в сердцах многих, ведь его искренняя любовь к ближним привлекала к нему как монастырскую братию, так и мирян. Чин отпевания совершил настоятель монастыря в сослужении иноков. Погребен старец Иоиль на братском кладбище, найдя свое упокоение рядом с могилой схиигумена Феодора.

Другие статьи и видео

Подлинные чудеса, явления и исцеления из уст старца Саввы Остапенко | Православие.ONE
Ему внушили, что Бога нет, а когда погибал закричал: «Если Ты есть, спаси меня, Боже!» И произошло чудо! | Православие.ONE