Найти в Дзене

«Звёздные войны» наконец-то помогли мне понять эту вопиющую сюжетную дыру, существовавшую 20 лет.

Хотя приквелы «Звездных войн» Джорджа Лукаса, возможно, и подвергались критике во время своего первоначального проката в кинотеатрах, в последнее время наблюдается всплеск интереса и признания второй трилогии этой масштабной франшизы. Будь то из-за отсутствия кинорелизов от Lucasfilm после негативного приема «Звездных войн: Эпизод IX — Восхождение Скайуокера» или из-за ностальгии по детству, трилогия приквелов сейчас ценится гораздо больше. В частности, гораздо большую популярность приобрел третий и заключительный фильм, «Звездные войны: Эпизод III — Месть ситхов», который переосмысливается как ключевая и захватывающая часть саги о Скайуокерах. Одним из сопутствующих медиапродуктов, способствовавших повышению удовольствия от просмотра «Мести ситхов», стала официальная новеллизация фильма, написанная Мэтью Стовером и выпущенная незадолго до выхода фильма. Роман был хорошо принят в своё время и впоследствии считается одной из лучших книг в обширной библиотеке произведений по вселенной «З
Оглавление

Хотя приквелы «Звездных войн» Джорджа Лукаса, возможно, и подвергались критике во время своего первоначального проката в кинотеатрах, в последнее время наблюдается всплеск интереса и признания второй трилогии этой масштабной франшизы. Будь то из-за отсутствия кинорелизов от Lucasfilm после негативного приема «Звездных войн: Эпизод IX — Восхождение Скайуокера» или из-за ностальгии по детству, трилогия приквелов сейчас ценится гораздо больше. В частности, гораздо большую популярность приобрел третий и заключительный фильм, «Звездные войны: Эпизод III — Месть ситхов», который переосмысливается как ключевая и захватывающая часть саги о Скайуокерах.

Одним из сопутствующих медиапродуктов, способствовавших повышению удовольствия от просмотра «Мести ситхов», стала официальная новеллизация фильма, написанная Мэтью Стовером и выпущенная незадолго до выхода фильма. Роман был хорошо принят в своё время и впоследствии считается одной из лучших книг в обширной библиотеке произведений по вселенной «Звёздных войн». Во многом это объясняется тем, как Стоверу удаётся проникнуть в мысли некоторых персонажей в ключевые моменты. Фактически, одна из самых масштабных и обсуждаемых сцен боя из «Мести ситхов» получает совершенно новый контекст, устраняя, казалось бы, вопиющую сюжетную дыру в третьем акте фильма.

Противостояние Йоды и Палпатина приобретает совершенно новый смысл.

-2

Речь идёт о битве между Йодой и Императором Палпатином ближе к концу фильма, когда более чем 800-летний мастер-джедай сражается с лордом ситхов одновременно с битвой Оби-Вана Кеноби с Энакином Скайуокером на Мустафаре. Эта битва определяет будущее галактики, в ней четыре персонажа, представляющие светлую и тёмную стороны Силы, борются за то, какая из них одержит верх. Однако Йода до этого момента был представлен как невероятно могущественный персонаж, что ещё больше укрепилось в будущих сериалах, фильмах, видеоиграх и книгах. Поэтому, когда в фильме настало время, когда Йода в конце концов пал от рук Палпатина, который всего несколькими сценами ранее чуть не проиграл Мейсу Винду, поражение показалось несколько натянутым.

Уверенность Йоды перед схваткой и во время неё привела к тому, что исход событий показался несколько надуманным, особенно учитывая быстрое признание поражения старым мастером-джедаем и почти немедленное настойчивое желание отправиться в изгнание. Хотя понятно, что Лукас хотел подготовить почву для развития персонажей в оригинальной трилогии, имея в запасе совсем немного экранного времени, нельзя не почувствовать, что неизбежное поражение Йоды можно было легко предотвратить, если бы персонаж приложил больше усилий в кульминационной финальной битве. К счастью, новеллизация Стовера предоставляет столь необходимый контекст для этой сцены.

В новеллизации «Мести ситхов» меньше внимания уделяется переводу экшена и боев на световых мечах в текст, а скорее превращению их в тематические концепции, несущие в себе определенную глубину. Именно в интерпретации Стовера этот сюжетный пробел внезапно превращается в битву идеалов, когда Йода осознает, что он ведет не с Императором, а скорее с застоем Ордена джедаев и его необходимостью эволюции. Внезапно потребность победить Палпатина уменьшается, и появляется потребность выжить в этой схватке, чтобы сражаться в другой день и помогать обучать будущий орден джедаев.

В новеллизации «Мести ситхов» объясняется одна загадочная потеря.

-3

В 20-й главе новеллизации, озаглавленной «Светотень», подробно описывается состояние Йоды во время его битвы с Палпатином. Название главы отсылает к художественному стилю, в котором преобладают композиции, построенные на контрастах света и тени, что очень характерно для финальных сражений в «Мести ситхов». Стовер прекрасно описывает первоначальную уверенность Йоды, почти отражая состояние зрителей и фанатов, которые позже будут озадачены поражением Йоды от темного лорда ситхов. В романе описывается прозрение Йоды посреди битвы, когда маленький зеленокожий джедай предстает как «аватар света», который, несмотря на сотни лет тренировок, через видение Силы обнаруживает разочаровывающую истину: это не та битва, в которой ему суждено победить.

Йода, такой чистый, мудрый и могущественный, как он есть, — это персонаж, олицетворяющий старые обычаи Ордена Джедаев, которые оставались неизменными на протяжении своего тысячелетнего правления после поражения ситхов. Между тем, именно ситхи эволюционировали и, по словам Стовера, «пересоздали себя», став новыми. Именно в этом понимании Йода видит путь к победе не через световые мечи, а через обучение нового поколения джедаев совершенно иным способом. Новая надежда для галактики появится, но только если Йода обеспечит себе выживание в этом столкновении, сбежав.

К сожалению, ни один из этих внутренних монологов или глубоких осознаний не проявляется в фильме Лукаса. Битва носит чисто буквальный и физический характер, но благодаря новеллизации Стовера ей придается совершенно новый контекст. Вместо сюжетной дыры теперь прослеживается более тесная связь с оригинальной трилогией и прекрасный способ подчеркнуть, как Сила в конечном итоге будет восстановлена ​​с появлением Люка и Леи Скайуокер. Все это становится еще лучше благодаря недавно вышедшей в 2025 году версии новеллизации с примечаниями Стовера, который заявляет, что хотел найти вескую причину исчезновения Йоды, несмотря на девятивековые тренировки, предшествовавшие той битве, которая в итоге произошла с Палпатином.

То, что когда-то казалось сюжетной дырой, теперь стало значимым моментом.

-4

«Звёздные войны: Эпизод III — Месть ситхов» — далеко не идеальный фильм. Однако Джорджу Лукасу удалось создать значимый и интересный мост к своей оригинальной трилогии, с культовыми актёрскими работами, которые спустя 20 лет стали визитной карточкой франшизы. Переиздание фильма в 2025 году и его впечатляющие кассовые сборы говорят сами за себя; несмотря на недостатки, фильм вызывает много ностальгии и вызывает восхищение. Даже в этом случае подобные сюжетные дыры можно исправить благодаря впечатляющей новеллизации Стовера, которая придаёт таким моментам, как борьба Йоды, совершенно новый смысл.

«Поражение» Йоды от Палпатина было скорее отложенной победой светлой стороны Силы и открывает совершенно новую нить рассуждений: Йода, возможно, и смог бы выиграть битву, но это также обошлось бы Люку в потерю учителя, который должен был принять его в «Империи наносит ответный удар». Падение джедаев в «Мести ситхов» приводит к их неизбежному возрождению и поражению Палпатина, что в конечном итоге объясняется решающим решением Йоды в третьем эпизоде, что делает «сюжетную дыру» несуществующей.